Да, давненько не брал я в руки шашки, не писал. Все ждал момента, когда захочется высказаться – и сразу во весь голос. И этот миг настал.
Разумеется, 26 марта.
Ибо в тот же вечер буквально весь интернет, все социальные сети (и, разумеется, столь полюбившиеся многим «анонимные экспертные телеграм-каналы») заполонили откровения «знатоков» и бесчисленных политологов об одном из главных (по их мнению) выводов из состоявшегося массового молодежного протеста. И звучит он следующим образом: телевидение доказало, что оно – «вчерашний день», что многомиллиардные вклады и государственное внимание к некогда основному СМИ ни к чему не приводят, потому что, дескать, «выросло поколение, которое телевизор не смотрит».
У меня пока один ответ: я считаю, что эти аналитики и правы, и неправы одновременно. Поясню.
Просто та модель больших федеральных каналов, которая развивается, на мой взгляд, себя исчерпала давно, так как не отвечает на запросы, нужды и чаяния людей. Почему? Потому что нам предлагают либо сериалы, имеющие малое отношение к действительности (даже в этих сериалах – отлакированная картинка, выдуманная сценаристами, не выбиравшимися за пределы Садового кольца), либо политические ток-шоу, в которых друг на друга кричат непонятные и неизвестные большинству зрителей люди. Причем обсуждают они вопросы, абсолютно не близкие тем, кто живет в средней России, за Уралом, в Сибири и тем более на Дальнем Востоке.
И здесь я перехожу к своей любимой теме – о том, что в свое время ответственные люди, работавшие над проектом Указа Президента от 20 апреля 2013 года (о первом мультиплексе) совершили роковую ошибку. Ибо до весны того года подразумевалось, что в первом мультиплексе (пакете из десяти бесплатных для зрителя телеканалов в цифровом качестве) будет один слот (т. е. место) под региональное телевидение.
А потом его (то есть нас, т. к. я всегда буду истово бороться за права региональных СМИ) просто выбросили…
Большие федеральные «собратья» относятся к региональным СМИ свысока и небрежно. При том, что только региональные СМИ являются единственной, самой близкой для местного жителя инстанцией, зачастую последней. Потому как куда ему, жителю, обращаться со своими бедами, радостями и горестями? В «Пусть говорят»?!..
У круглосуточных региональных ТВ-каналов есть возможность обратной связи – прямые эфиры, да и сами программы, как таковые, ведущих которых знают, им могут написать, позвонить, вызвать, в конце концов (да, история про «письмо позвало в дорогу» у нас работает до сих пор).
Да, жители регионов пишут, обращаются в СВОИ СМИ, несут к нам свои беды (но иногда и радости), «звоня во все колокола», часто даже приходят своими ногами. Думаете, я только про ТВ? Отнюдь! Любая газета подтвердит, тем более «районка».
Людям это важно, потому что это их жизнь – и они видят ее в региональном эфире, пытаясь в том числе корректировать повестку дня, влиять на нее, а не только смотреть на жизнь «доярки из Хацапетовки» или лицезреть двадцать девятую серию обсуждения проблем оккупационного режима в Киеве у наших «больших» коллег.
Это первое. Но есть и второе, куда более важное.
Давайте говорить откровенно. Сегодня региональные СМИ – это оптимальная и даже в чем-то идеальная модель возможности «выпуска пара» для людей. И это невозможно сделать в рамках больших «федеральных историй». Просто потому, что в нарядной студии в Останкино будут говорить о жизни какой-нибудь очередной «шурыгиной» (и лепить из нее, может быть, сами того не желая, пример для подражания – и легкого заработка), а в студии региональной, пусть и скромной – о том, какие улицы отремонтировать этим летом или о том, где поставить памятник Петру Первому. И любой зритель сможет и позвонить в эфир (и высказаться!), и проголосовать – и его мнение будет учтено, а голос – услышан.
Сегодня мы столкнулись с вами с тем, что существующая модель больших федеральных СМИ, модель «Большого Телевидения» исключила самих жителей из медиапространства.
Другими словами, столичные теленачальники, которые сидят в высоких московских башнях из стекла, во всех смыслах слова оторваны от реальной жизни. Они сами для себя выдумывают «картинку», тасуют с канала на канал одних и тех же героев, причем это происходит как в развлекательных передачах, так и в политических. Пропасть между московскими СМИ и регионами все увеличивается и увеличивается.
При том, что интересы большинства людей давно сузились до периметра своей квартиры. Давайте уже это признаем! Человека волнует то, что происходит вокруг него, а не «где-то там». Его улица, его дом, его подъезд, его трубы, наконец. И, конечно, его семья. Отдых? Да – но только не Европа с ее мигрантами и «уик-энд на пару тысяч евро». Отдохнуть можно прекрасно в той же Омской области; кто об этом расскажет? Правильно: только свои, местные СМИ и расскажут, и покажут, и отрекламируют.
Вообще, ключевое слово здесь – «подскажут». По всем вопросам.
…Правильно говорят, что произошедшие события – следствие разрыва поколений. Люди среднего и старшего возраста категорически не понимают желаний молодежи. И, похоже, зрителей в глобальном смысле слова тоже. Просто… если в вашем федеральном эфире очень хорошо идут политические ток-шоу, сериалы и новости о том, как в США в какой-нибудь школе ворвавшийся туда сумасшедший кого-то расстрелял, это не значит, что жителям регионов России это реально важно.
Вот скажите, что дает эта информация жителю Саргатского района? Его на самом деле волнует дорога из Омска до Саргатки и дальше на север. Волнует то, что касается его собственных детей – их образования, их будущего. Он, конечно, будет грустить из-за детей американских, которые пострадали, но, в общем-то, эта информация никакой практической пользы ему не приносит. Она просто отвлекает на какое-то время. Только вот больше эти вещи не работают, потому что слишком много вокруг – нет, не проблем – просто вопросов, которые нужно решать. А ответов на них на голубых экранах «больших каналов» нет – только развлечения.
Но, коль скоро ответов нет в «официальных источниках», народ и начинает искать «неофициальные». А таковых-то в Сети (то бишь интернете) пруд пруди – каждый второй блогер считает себя «специалистом» по всем вопросам. И понеслись слухи мощной рекой по соответствующим трубам…
Разрыв между картинкой и зрителем ширится и растет; нам – Трампа, мы же хотим знать про подтопленные районы. Нам – столичную светскую хронику, но в каждом регионе есть свои артисты, свои поводы для гордости; есть своя ЖИЗНЬ.
И свои вопросы (пусть я повторяюсь); и с ними житель может прийти только к региональному телевидению. Тому самому, которое замордовали в угоду «большим» коллегам. Душат, а многие «специалисты» еще и требуют, чтобы такие СМИ «сами пусть зарабатывают».
Думаете, «рынок сам рассудит?». Ага! «Дом-2» на местном материале снимать будем? Или реалити-шоу на скоростное раздевание среди молодежи с смс-чатом и онлайн-голосованием? То есть опять ради сиюминутной прибыли выплеснем с водой ребенка?!..
Лукавством является заявление «знающих» людей: «Ах, региональное телевидение не может составить конкуренцию федералам». Уверены? Все оно прекрасно может, просто у нас условия неравные. Дайте нам возможность производить продукт в цифровом качестве, в пакете из 10-ти каналов вещать на всю территорию региона, и очевидно, что выберут нас, а не … ладно, дальше не очень корректно. Просто есть и в первом пакете пара «кнопок», которые существуют явно не для жителей всей страны. Рассказывают что-то «общее», о том, что никак не связано с жизнью людей в глубинке.
И все это – при том, что сейчас технические возможности могут позволить и в первом мультиплексе найти место для регионалов, никого не тревожа.
Региональные СМИ загнали куда-то «под лавку», задушили, не дают ни денег, ни возможности развиваться – и вот зритель начинает перемещаться в альтернативные среды…
Теперь давайте вернемся к молодежи.
Сейчас все переживают, размышляют – какие сделать выводы из событий, с которых я начал. Первый вывод я озвучил. Как показала работа Федеральной конкурсной комиссии в феврале и марте, из 85 субъектов 78 нашли минимум по одному региональных каналу. Каналу, который работает круглосуточно и может стать опорным для какой-то «продвиженческой» деятельности. В некоторых регионах таких каналов несколько. Это первое.
Второе. Надо возвращаться к обсуждению реформ первого и второго мультиплексов. Иначе мы придем к тому, что через год-два-три, когда эти мультиплексы окончательно накроют все наши самые удаленные населенные пункты, их жители будут знать, как прекрасно живет Москва, разбираться в мировой политической повестке – плюс вот вам еще «первый мистический», путешествия, развлечения, «Магазинно», «Ревизорро», МузТВ и, конечно, спорт.
Какое все это имеет отношение к формированию будущего, образа будущего?! Что вы, дорогие наши «старшие коллеги», хотите получить от поколения, для которого вы организовали вот такую сетку вещания в рамках концепции «Ни уму, ни сердцу»?!
И последнее. Очевидно, что я «вызываю огонь на себя». Понимаю, что скажут те, «кто во всем разбирается». Думаете, я переживаю? Да! Но не за себя: мне «за Державу обидно». И страшно за детей – и своих в том числе. И я первый, кто не даст им смотреть «большие каналы». Потому что я переживаю за их психику и их воспитание. Только вот и в интернет они уйдут сами – если мы не предложим им внятной альтернативы. И не вовлечем в нее.
И такие технологии есть; просто столичные «технологи» давно уже оторвались от российских реалий. Если когда-то и были к ним привязаны…