Прошло 300-летие Омска. Сказано о празднике (да и о самой дате) многое; вставлю и свои несколько копеек – причем сразу в специальной позе «варяга, ожидающего критики».


Начну сразу с известного факта: конный памятник Бухгольцу у гостиницы «Маяк» поставить пока не удалось. Жаль. Хотя само место лично мне не нравится – жалко дерево, которое планировалось снести во имя монумента. При этом длительное отсутствие в Омске памятника основателю города – момент очень странный. Ибо практически в любом населенном пункте нашей страны можно найти изваяние того, кто сей град заложил: своими глазами видел в Иркутске памятник казаку Якову Похабову, в Екатеринбурге – Татищеву и Де Геннину, в Самаре – Григорию Засекину и т. д.


И тогда у меня вопрос: к 300-летию Омска власти начали готовиться лет десять назад (правда, иных уж нет, а те далече). Но! Что мешало памятник-то Ивану Бухгольцу за это время поставить?! Чем тратить силы (и, главное, средства) на проектирование несбыточного – метро и нового аэропорта. Весь пар ушел в свисток.


И, да, можете плюнуть в меня еще раз: я не понимаю, чем так плох этот аэропорт? Вот в упомянутом мной уже Иркутске он абсолютно такой же, небольшой, располагается в центре города. И ничего – рейсов в день раза в 3-4 больше, чем у нас. Так что, как мне кажется, дело совсем не том, где расположен тот или иной объект…


И еще об основателях города и их памяти. На самом деле, классно, что губернатор области Виктор Иванович Назаров взял, да и позвонил Зурабу Церетели – и сговорились они на подарок. Памятник Петру Первому. И брать надо, и ставить в центре города – и создавать тем самым очередную приманку для туристов. И еще один бренд.


Коих у Омска, на мой взгляд, крайне мало. Поэтому напишу сейчас пару-тройку своих предложений – и, по традиции, вызову ненависть еще большего количества людей, представляющих самые разные идеологические лагеря.


Да, тема памятников мне в этом году близка; совместными усилиями с коллегами только в этом году мы поставили три бюста – Маргелову, Королёву и Ермаку. Кто-то говорит, что это «уже много». На самом деле – мало, потому что лично мне грустно ходить по городу и пытаться показывать и рассказывать знакомым/приезжим об истории города без наглядных памятных знаков на его территории.
Давайте перейдем к конкретным примерам. Я недавно планировал отправиться в Челябинск и изучал, что интересного там есть. Выяснил, что в центре Челябинска есть пешеходная улица Кирова. Так вот: на одной этой улице стоят памятник нищему, скульптура Левши, щеголю, памятник ветерану, художнику, «Черный тюльпан» (сидит Александр Розенбаум с гитарой), саксофонисту, городовому, а также еще несколько различных городских скульптур. На одной улице! По которой ходят туристы, фотографируются, радуются жизни.


Окей, а у нас что? На улице Ленина – городовой, Степаныч, Любочка плюс еще пара самоделок вроде скульптурки Ван Гога. При этом крайне мало памятников, так или иначе связанных с, скажем так, теми, кто олицетворяет город в общественном сознании.


По непонятной мне причине город, горожане, а отчасти и власти не хотят признавать омскими брендами тех, кто давно в общественном сознании за пределами регионами таковыми являются.
Пояснить?


Спроси у любого человека в Москве, Питере, европейской части России, с кем ассоциируют Омск – в лучшем случае назовут два с половиной имени: Верховный правитель России Александр Колчак, отчасти Федор Михайлович Достоевский, который здесь сидел и описал Омск в «Записках из мертвого дома» и Егор Летов (как бы к нему ни относились), создавший культовую группу «Гражданская оборона», которую можно не слушать, но не знать о ее существовании невозможно.


Теперь давайте посмотрим, что у нас получается с получением дивидендов от этих брендов.
Памятник Колчаку, как выяснилось, в Омске ставить нельзя, ибо нужно обязательно с кем-то посоветоваться. При том, что в Иркутске стоит себе спокойно прекрасный памятник работы Вячеслава Клыкова. Причем я подчеркиваю, в ИРКУТСКЕ, в ИРКУТСКОЙ области, где губернатором выбрали представителя КПРФ, где мэром Иркутска избрали в свое время тоже представителя КПРФ, никаких проблем нет. Стоит себе памятник Колчаку и является центром притяжения туристов.


Аналогично про Летова. Практически в каждом регионе страны в той или иной форме пытаются ставить скульптуры и памятники различным артистам, исполнителям – особенно, ушедшим. Например, памятник Цою не то что в Питере, в Новгородской области собираются ставить, на железнодорожной станции Окуловка, через которую он, видимо, проезжал. Высоцкому памятники ставят в городах, где он никогда и не бывал.


Я понимаю, что длительное время Летов был здесь под запретом, но он родился в Омске, он в Омске умер, он в Омске похоронен, и я убежден, что, если поставить какую-то узнаваемую «его» скульптуру (фирменные очки, длинные волосы, гитара), то появится определенное место притяжения туристов и горожан – и ничего в этом плохого нет.


Памятник Достоевскому и литературный музей его у нас есть – уже хорошо. Хотя можно было выжать из периода пребывания писателя в Омске гораздо больше. Например, сделать какой-либо (да простят меня за это грубое слово) аттракцион, т. е. музей кандальной Сибири или музей-острог – это не так сложно организовать, а если сделать это с элементами интерактива, то те же туристы и целые семьи омичей туда активно потянутся. Существуют же в Москве и Питере музеи пыток, почему нельзя организовать то же самое в Омске? Вот тебе кандалы, в этом зале можете посмотреть, как прогоняли сквозь строй провинившихся солдат, здесь – виселица и пр.


Да, я в курсе, что есть музей в Больших Уках, посвященный кандальному московско-сибирскому тракту. Только попробуйте отправить туда из Омска туриста, приехавшего в наш город на 1,5-2 дня!..


… Говоря об омских брендах, нельзя не вспомнить о Дмитрии Карбышеве. Это человек, который в Омске родился, закончил Омский кадетский корпус; он известен во всем мире – это не преувеличение – своим подвигом и мученической гибелью. Так вот: в сквере у Музыкального театра стоит бюст Карбышева, который многие ошибочно называют памятником. Неудобно об этом говорить, но бюсты, которые Российское Военно-историческое общество поставило в этом году в Омске, выглядят мощнее и величественнее, чем эта дань памяти человеку, символизирующему Омск.


На мой взгляд, в 60-е годы теперь уже прошлого века он был поставлен «для галочки»; при том, что недалеко от него стоит гигантский памятник маршалу Жукову, который в Омске-то никогда и не был. Внимание! Я не говорю, что памятник Жукову – плохо, а лишь акцентирую на дисбалансе: «нашему» Карбышеву мы ставим маленький бюстик, Жукову – гигантский памятник. Впрочем, Колчаку вообще ничего не ставим.


Да возьмите вы этот бюст Карбышева, переставьте его к музею воинской славы омичей, где Карбышеву посвящен целый зал. Можно сделать там некую единую композицию с памятником матери-омичке Ларионовой, потерявшей на войне семерых сыновей. На месте же существующего бюста поставьте нормальный большой полноценный памятник, проходя мимо которого молодые люди (которые, может, и знают, кто такой Карбышев только по фразе «Баня на Карбышева») впечатлятся, потому что увидят драму, драматургию.


Идей таких у меня – воз и маленькая тележка. Вот, Виктор Блинов, стела памяти которого есть возле СКК. Но почему бы красивый памятник не поставить у Арены – яркий, образный, мощный?
Кстати, все это совсем не сложно; в следующем году у нас выборы в Омский горсовет. Я не жадный – все свои предложения и наработки отдаю бесплатно. Вопрос только, захотят ли всем этим «заморачиваться» будущие народные избранники – тут ведь вопрос ни собственности не касается, ни формирования (и расходования) бюджета. Будет ли интересно?..


Так, пора закругляться.


Вот все, что я хотел сказать: в Омске нет брендов, которые «продавали» бы его в стране и за рубежом. Те, что есть – преступно не используются. Потому что где-то власть, а где-то т. н. «общественность» не может переступить через стереотипы и свои предрассудки.


Кто-то скажет «Как вы можете прославлять Колчака, он же палач?!», хотя других палачей прославлять мы можем. «Как мы можем ставить памятник рок-музыканту, который, наверное, пил и вел непотребный образ жизни?!». Назовите мне, кто «потребный»-то ведет? Пусть бросит камень тот, кто без греха…
В итоге мы разбрасываемся тем (и теми), кто есть, параллельно судорожно пытаясь найти что-то новое и неожиданное. Например, начинаем дискуссию на тему «давайте поставим памятник основателям города, у подножия которого будет фигура сибирского губернатора Гагарина» – взяточника и казнокрада, повешенного Петром Первым в назидание остальным. Пытаемся быть оригинальными, не замечая того, что есть у нас буквально под рукой.


И последнее. О памятниках я вспомнил (и так много написал) просто потому, что это максимально простое воплощение тех самых омских брендов, о нехватке которых я заговорил в самом начале своей колонки. Все, что я прописал, совсем несложно для реализации; достаточно только встать над повседневными хлопотами и заботами (всем нам, не только властям) – и посмотреть, что мы можем предложить не только туристам, но и омичам, которые из-за нехватки таких объектов не знают многих интереснейших страниц истории родного края.