БК55 обсуждает последнее слово экс-главы «Мостовика» Олега Шишова и приговор ему с известным омским промышленником Валерием Каплунатом, не раз публично высказывавшимся по этому делу.

Валерий Николаевич, вы внимательно следили за процессом Шишова – чувствовалось, что это дело вас задело. В итоге ваши ожидания совпали с вынесенным приговором? Имел ли, на ваш взгляд, Олег Владимирович шансы на условный срок?
– Речь все же о полутора миллиардах государственных денег – условного срока здесь не могло быть. Потому его и не отпускали из СИЗО.

В последнем слове Шишов в очередной раз объяснил все свои действия государственными интересами – старался выполнить поручения президента, старался построить океанариум, сдать в срок олимпийские объекты...
– Давайте еще раз расставим точки над i – Шишов совершил преступление. Он участвовал в сговоре по хищению средств, и никакие высокие цели не могут это оправдать. Делая такие заявления, он фактически призывает всех поступать не по закону, а по понятиям. Это путь в никуда. Человек, признавшийся в преступной деятельности, не может заявлять, что он государственник. Это лицемерие и демагогия. Не надо было платить откаты, взятки, участвовать в фальсификации документов. Вступив в сговор с преступниками, ты становишься членом ОПГ. И ведь модель-то долгие годы работала. Судя по всему, у Шишова просто не хватало мужества отклонить эти правила игры.

Такой выбор может встать перед каждым из нас. К примеру, у чиновника, оказавшегося в подобной ситуации, может быть только один выход – уйти в отставку. Похоже, Богдан Масан выбрал именно такой путь, не стал принимать участия в криминальной схеме.

Да, за отпор преступникам, отказ от участия в их деятельности часто приходится платить. Я знаю в Омске строительные компании, которые не платят откаты и при этом стабильно и системно работают. Да, возможно, если бы Шишов не пошел на поводу навязанной ему модели, у него не было бы столь космически масштабного бизнеса. Но зато его дело было бы до сих пор живо и приносило бы пользу обществу.

Я считаю подобные идеи очень вредными для общества. Все должны строго соблюдать закон. Будь ты предприниматель, чиновник или генерал. А если ты нарушил закон, то, вне зависимости от своего статуса, должен быть публично наказан. Процесс над Шишовым и Поплавским очень показателен для всей страны. Ведь на скамье подсудимых оказался сотрудник Администрации Президента!

К Шишову же как к специалисту, технократу я отношусь хорошо. Но он не государственник.

Есть ли, по-вашему, у Шишова шансы возродить бизнес после выхода из тюрьмы?
– В прежних масштабах, конечно, нет. К сожалению, в этой ситуации нельзя исключить возможность появления и других уголовных дел, например по плотине.

С другой стороны, нельзя забывать, что к Шишову имеются гражданские иски на огромные суммы от банков, которые «кинул» «Мостовик». Если он захочет продолжать предпринимательскую деятельность, то его может ждать только вариант Берга – тайный подпольный бизнес. Отец и зачинатель всех этих схем – бывший властитель нашей области. Откаты обескровливали бизнес, недостающие средства нужно где-то брать. Шишов брал у банков, Берг – у дольщиков. Когда пирамида падает, остается только один вариант продолжения работы – вести бизнес тайно. Но и в этом случае предпринимателю все равно нужны деньги. А взять их можно будет при таком раскладе только в криминальной среде. И если ты, не дай бог, не сможешь потом эти деньги вернуть, то тебя может ждать что угодно, вплоть до смерти.

В общем, я считаю, что в обозримом будущем Шишов сможет быть только рядовым наемным работником.

– Как вы считаете, чему тюрьма может научить Шишова? Вас она чему научила?
– Чему она может научить Шишова, я не знаю. Меня изолятор научил никогда не искать компромиссов, при первой возможности валить с ног противника, бить всегда, если есть возможность. В этом смысле у меня не стало авторитетов, я стал максималистом. Я понял – нельзя искать компромиссов с негодяями.

В одном из своих интервью вы упоминали, что до сих пор храните комплект стульев стоимостью 40 тысяч рублей, за «кражу» которого вас арестовали. Зачем?
– Наверное, как талисман. Как напоминание о том, что есть высшая справедливость. Всем своим врагам и противникам я смог доказать правильность своего пути. Я ведь так и не признал за собой вины, а это было очень тяжело.

Я не хочу судить Шишова, но все же, на мой взгляд, признав свою вину, он не имеет права говорить, что действовал в интересах государства. Я бы лучше промолчал на его месте.

И все же я желаю Олегу Владимировичу преодолеть все эти трудности и забыть о них.

Наталья Николаева, Олег Ледянский