Власти Омска сегодня клянчат средства на все подряд: на транспорт, на борьбу со свалками, на благоустройство, на дороги, а огромные денежные потоки проплывают мимо городского бюджета.

«Нет у нас денег на благоустройство Омска», - вздыхают, причитают, оправдываются на упреки в серости мегаполиса местные власти. Еще зимой меня как человека обладающего рядом строительных специальностей буквально коробило от укладки в замерший грунт на омских остановках общественного транспорта тактильной плитки.

Сибирское «поле чудес»

«Забота об инвалидах», «доступная и комфортная среда обитания», «участвуем в федеральном проекте», - вещали наперебой местные СМИ. «Глупость» и «пустая трата денег», - недоумевали омичи (и я вместе с ними). Абсолютно справедливо. Сегодня часть уложенной в снег плитки пришла в негодность, часть перекосило. Одним словом закономерно потребовалось менять, переделывать, укладывать заново.

Подобную картину нынче можно увидеть повсеместно. На мой прямой вопрос «о мартышкином труде» и «затраченных бюджетных миллионах» работники в знак солидарности кивают головами, но затем, пожав плечами на реплику «почему так?!», отсылают к начальству, к руководителю Бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» Владимиру Казимирову. Где-то я уже эту фамилию слышал. И точно в таком же нелицеприятном контексте. Ранее жаловались жители Центрального округа, толпами. Затем ремонтом дорог в Омске человек заведовал, все прекрасно знаем и видим с какими «успехами». Сегодня опять «при деле»: умудрился освоить суровой сибирской зимой бюджетные деньги на сезонный вид работы! Может, достаточно тасовать человека по начальственным должностям? Результат везде один и тот же. Неужели, это не видно?! А-у-у, кто там принимает кадровые решения? Мэр, губернатор, депутаты?! Или закулиса, которой откатывают по старой дружбе?

В кабинетах бьемся об экономии копеек на живых людях, а на публике миллионы зарываем. Уже даже не на «поле чудес», а в мерзлый сибирский грунт. Внаглую. Беспардонно. Безнаказанно.

Не честно, как-то это несправедливо, не по-государственному.

Репутацию оправдали

Скандальная развязка на Королева-Заозерная вновь в центре внимания. Теперь уже не чиновников, которые нажили на ней изрядные дивиденды, а рядовых граждан-пользователей. Грустно видеть данное «произведение» транспортной инфраструктуры в таком «аховом» состоянии. После сдачи стройки прошло всего полгода. Картина удручает.

 

Сплошь ржавое ограждение на объекте стоимостью 130 миллионов рублей – это просто смешно. Железо не то купили? Обработать поверхность металла забыли? Или качество дешевой краски подвело? Будет ли кто-то разбираться в причинах брака, ненадлежащего вида, возможной «экономии» средств? И кто это будет делать – заказчик, прокуратура, комиссия по госприемке объекта? Сомневаюсь. И не один я.

 

Отвалившиеся конструкции, пришпандоренные на скорую руку столбы дают полное основание предполагать, что в ближайшее время какие-то пролеты опять перекосит, другие отвалятся. Не исключены и другие неожиданности.

 

Пешеходный тротуар, ведущий вникуда, - это просто шедевр для еще одного многомиллионного проекта Омска. Вот так и пользуются развязкой пешеходы: дойдя до края тротуара, перелазят на проезжую часть и по ней движутся дальше. Пусть знают там, на загнивающем Западе, что в Сибири по дорогам не только медведи ходят, но и люди-машины.

 

Кто стоит за этим «подарком» городу и горожанам, все прекрасно знают. Фирма «Стройсервис» и ее руководитель Яков Вагнер фигурирует в целой череде коррупционных скандалов. Так что все это с тем же результатом случалось и ранее и, видимо, продолжится впредь. Подрядчик, несмотря ни на что, востребован в Омске и регионе и не переживает из-за столь смешных репутационных издержек. Кстати сказать, часть отвалившихся конструкций уже восстановили. За этим делом была замечена машина благоустройства САО г. Омска и люди в той же фирменной одеждой, что и переукладчики тактильной плитки. Судя по всему, и здесь не обошлось без бюджета. И уже «знакомых» чиновников…

Миллиарды мимо Маслика

Глава департамента транспорта Виталий Маслик вновь принялся клянчить деньги из областного бюджета. В этом чиновник не продемонстрировал ничего нового, свежего, нетривиального по сравнению со своими предшественниками.

Так и подмывает спросить: а самому заработать слабо?! Огромные денежные потоки проносятся мимо муниципальных предприятий, и никто этим не заморачивается. По-старинке тянут ручонки по направлению к губернатору. Может, лучше предложить ему программу реанимации городского пассажирского транспорта?! Конкретную, дерзкую, амбициозную. Может, лучше поставить работу «муниципалов» на тотальный учет и контроль?! Предложить омским пассажирам по-настоящему качественные услуги? Сегодня маршрутки из того же Новосибирска на местных дорогах – это уже норма. В Омск едут «делать бабки» все кому не лень!

 

Многие омичи готовы пересесть с частных «Газелей» на муниципальные автобусы, готовы не платить полукриминальным группировкам, подмявших под себя рынок перевозок. Ради безопасности себя и своих детей, ради наполняемости местного бюджета, ради будущего стратегической отрасли городского хозяйства. Безусловно, кто-то до этих прописных истин не дошел, кому-то кажется, что «на пять минут быстрее», - это принципиально важно. Так, просто нужно помочь людям грамотной разъяснительной работой. Со стороны СМИ, чиновников, сотрудников ГИБДД, правоохранительных органов, учреждений образования. Да элементарно развешать в каждом автобусе листовку, где разместить колоритные фото тех, кто нынче снимает барыши с омского транспортного беспредела и тех, кому, наоборот, не перепало ничего из-за нищеты муниципального бюджета - сирот, ветеранов, инвалидов, малоимущих.

 

Не нужно думать, что наши граждане сплошь неучи, дураки и люди, лишенные рассудка. Многие осознают, что лучше заплатить в общий кошелек, из которого потом тебе и твоей семье перепадут какие-то социальные бонусы и выплаты, чем отдать свои кровные в никуда.

Объясните это, господин Маслик, горожанам! Доходчиво, системно, вразумительно. И через какое-то время не нужно будет ходить по кабинетам с протянутой рукой. Деньги-то в отрасли крутятся. Огромные. Миллиарды. Нужно просто проявить профессионализм и привлечь их в нужном для города направлении. Если не получается или не видится перспективы разве что без вспомоществования со стороны губернатора, то лучше уйти. Так будет честно. И хоть надежда появится, что у кого-то другого это получится.

Даешь ротацию!

Честно сказать, аналогично можно пробежаться и по другим городским проблемам (и региональным тоже!). Как правило, с тем же пессимистичным результатом: не тянут многие чиновники, бизнесмены, должностные лица своих постов и регалий. Конечно, отсутствие результата, пробуксовку всегда можно оправдать: найти виновных, сослаться на причины, обстоятельства, форс-мажор. Да, это прижилось в нашем обществе, воспринимается уже как норма, но все-таки это приемлемо, скорее, для частной жизни, в публичном же статусе при должности обязан быть один критерий – благом вышла твоя работа для населения или боком. Если чаще второе, чем первое, то лучше и честнее уйти. Хуже не будет.

Да уже и некуда.

Александр Грасс