Коллегия областного суда отказала жителям Омской области в праве самим управлять многоквартирными домами, в которых они живут, хотя ранее Октябрьский райсуд, а следом Кировский признали законным расторжение договоров с управляющими компаниями по решению собраний жильцов и переход их домов на непосредственное самоуправление.

Борьба между жильцами и управленцами в последние несколько месяцев ведется в правовом поле, а до того носила характер локальных дворовых войн, отдельные эпизоды которых, в частности, освещала «Новая газета». Так, во дворе доме по ул. Харьковская, 25, перешедшем на самоуправление с 1 января с.г., одна из сторон, препятствуя вывозу мусора, применила стрелковое оружие. Когда мусоровоз подъехал к одному из подъездов (в котором проживает глава Октябрьского округа Пенкин), оттуда выбежал неизвестный с пистолетом и направил его на 16-летнего школьника, не имеющего отношения к жилищно-коммунальной войне – просто гулявшего во дворе.  Угрожая оружием, приказал отогнать стоявший у подъезда пустой контейнер подальше от дома - на проезжую часть.

Увидев это, одна из членов совета дома Ольга Бутакова закричала о помощи. Человек с пистолетом подбежал к ней и с размаху ударил по лицу. Произошло это на глазах множества очевидцев, подписавшихся под заявлением в полицию. После удара боевика, судя по всему, представлявшего интересы УК, женщина была госпитализирована с диагнозом «сотрясение мозга».

В дальнейшем Совету дома удалось овладеть подвальными помещениями. Уходя, управленцы повесили на них замки. Жильцы их срезали и заменили своими, которые через день были срезаны «сибирскими коммунальщиками». «Когда мы вошли в подвалы, стало понятно, почему они не хотели туда нас пускать»: гнилые, дырявые коммуникации, заделанные в местах протекания деревянными затычками», - рассказывают жильцы.

А до того было столкновение председателя комитета по правам человека, соучредителя Некоммерческого партнерства «Содействие самоорганизации граждан по месту жительства» Валентина Кузнецова с юристом другой УК, в результате которого правозащитник получил серьезные травмы, в частности, перелом ключицы, синяки и ссадины на лице. Благодаря самоотверженности пенсионера, жильцам дома №29 по ул. Лукашевича удалось отбить его у хозяйствующего субъекта.

Понятно, что не из идейных соображений управленцы причиняют жильцам телесные повреждения. Хотя те и другие отстаивают свои идеи, о чем - ниже, но основная борьба идет за большие деньги: первые борются за то, чтобы собирать их со вторых, а те в свою очередь - за то, чтобы не платить лишнее. В том же доме на ул. Харьковская плата за содержание жилья на кв. м жилой площади меньше на 3 рубля, чем в домах, обслуживаемых УК, и при этом 700 тыс. рублей будет собрано за год на капитальный ремонт.
В доме по ул. Лукашевича заменены все домовые сети, двери в подъездах, благоустроен двор, при этом на его счете в НП остается около миллиона рублей.

Та же картина и в остальных 25-ти вступивших в некоммерческое партнерство многоквартирниках. «Мы представляли в суд эти данные, – говорит Кузнецов. – Во всех девятиэтажках - цифры схожие: экономится за год в каждой больше миллиона рублей. Это сумма неосновательного обогащения управляющих компаний, а у некоторых из них на обслуживании 500-600 и более МКД». Всего же их в городе около 7 тысяч, и основные учредители УК - чиновники, депутаты, правоохранители.

Понятно, что такие доходы управленцы без боя не отдадут. Однако в апреле Октябрьский райсуд дважды отклонил их иски, в которых обжаловались решения собраний жильцов. Признал их право управлять своими домами и Кировский. Но облсуд эти решения отменил. Как пояснил мне правозащитник, районная и областная Фемиды по-разному толкуют один и тот же пункт Жилищного кодекса. «В нем не расшифровано понятие «непосредственное управление». Но если тут могут быть разночтения, то в 131-ФЗ написано однозначно: «Непосредственное самоуправление может осуществляться в подъезде, доме, группе домов». Следует это из ряда статей Конституции, в частности ст. 3, где сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ».

Но коллегия почему-то это положение в голову не берет.

Теперь что касается идей. Идея управленцев всех уровней довольно проста: не допустить распространения какого бы то ни было самоуправления, поскольку люди, которые управляют сами, пусть даже только своими домами, становятся неуправляемыми - они начинают голосовать не за тех, кого надо, требовать честных выборов, потом чего доброго им захочется самим выбирать судей, приставов, полицмейстеров, прокуроров, а те начнут разбираться, кто и почему столько лет «неосновательно обогащается» и т.п.
Идея НП - создать «систему коллективного предпринимательства», чтобы жильцы объединялись не только в домах, но и на территориях проживания - группы домов будут образовывать собственные некоммерческие партнерства, которые смогут со временем выдвигать в органы власти своих представителей, независимых от нее. А зачем это власти надо?

Председатель НП Эдуард Фомин в областном суде пояснил, что такая форма управления многоквартирниками ей выгодна, потому что, во-первых, избавляет ее от забот о капремонте и обслуживании домов, во-вторых, позволит ей избежать того, чего она опасается больше всего - социальных волнений, которые неизбежны, по его мнению, если «в гражданско-правовых отношениях в сфере ЖКХ сохранится нынешнее узаконенное крепостничество».