С момента возникновения письменности об Истории написано так много и подробно, что всякая попытка дописать новое в старые тексты или подправить ход событий вызывает закономерный вопрос: «А зачем?».
Чье-либо желание восстановить Правду сразу принимается в штыки, ибо на поверку оказывается, что этих правд столько, сколько желающих восстановить, дописать и поправить. У каждой страны - свои великие герои, победы и даты. Покойная бабушка История у всех народов так набальзамирована и приукрашена, что выглядит живее всех живых наук.
Иногда, глядя на бесконечные потуги и родовые муки ученых, я вспоминаю Генриха Гейне. Кажется, никто в мире лучше него не сказал о суете сует человеческих: «Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т. д. - все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога. Но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется - и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе». Богу - богово, но…
Пока Господь почивал без забот, атеисты-коммунисты безбожного СССР переписали набело историю России и мира. После 1991-го советские партократы и завлабы, перелицованные в демократов, отринули наследие КПСС и сочинили другую доктрину. Что было хорошо в Союзе, то стало плохо или вовсе не существовало. Великая Октябрьская революция превратилась в «переворот», Великая Отечественная война растворилась во Второй мировой, СССР объявлен ГУЛАГом и Империей зла, Народ сам победил фашизм, построил утопический социализм, а Сталин - только враг народа, тиран и как бы не при делах. Цари - хорошие, генсеки - плохие. Все испокон веку воруют, кругом панихида и сплошное уголовное дело.
В результате творческого зуда ельцинской Власти и ее штатных историков в 90-х появились на свет божий такие учебники, что их в руки брать противно. Да ладно бы брать - помыл и все. Но с помощью новых учебников, методических пособий за двадцать лет так нагадили в головы подрастающего поколения, что оно почти поголовно имеет стойкое отвращение к прошлому нашей страны. Историю молодые россияне не знают и, соответственно, не гордятся ею. Недавно доктор наук рассказывал мне о том, что студент третьего курса одного из омских университетов на экзамене не смог расшифровать аббревиатуру «СССР». Дальше ехать некуда! Еще немного, и российские дети, как когда-то юные американцы, будут считать, что Америка воевала против нас на стороне Германии.
Ситуация, можно сказать, нетерпимая. Все эти годы сторонники реформы исторического образования и ее противники стирали языки до мозолей в дискуссиях. Все без толку. И вот забрезжил рассвет во мраке бытия. Известно, что разработана концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Владимир Путин встретился в Кремле с ее авторами. Отчет о встрече размещен на сайте президента РФ, что избавляет меня от необходимости обширного цитирования. Глава государства говорил о том, что единые подходы к преподаванию не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие, что самые драматические, неоднозначные события - это неотъемлемая часть нашего прошлого, к которому мы должны относиться с уважением.
«Задача школьного курса, если позволите сказать несколько слов об этом, - говорил собравшимся президент, - дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах истории, о делах выдающихся соотечественников. С этим у нас подчас возникают большие проблемы. И мы с вами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно…» Да это непонятно всем мало-мальски образованным гражданам страны!
На совещании возник небольшой, но очень интересный диалог между Владимиром Путиным и Сергеем Нарышкиным, председателем Госдумы РФ и по совместительству Российского исторического общества. Именно он руководил рабочей группой по подготовке обсуждаемой концепции. Нарышкин произнес поистине удивительную фразу: «Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, а такие сначала были, что соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б), условно». ВВП мгновенно среагировал: «А почему «ВКП(б)» сказали шепотом? Вы сами боитесь или боитесь, что мы испугаемся?». Ответ: «Это образ, Владимир Владимирович»…
Образ. Тени прошлого. Провалиться мне на этом месте, если лгу! Сей диалог напомнил довоенные события. О них я читал по осени, при подготовке своей статьи «О ничтожестве литературы», посвященной встрече Путина с творческой интеллигенцией - писателями, поэтами, издателями. Упоминание ВКП(б) сразу отослало к Постановлению Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 года «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Ну невероятная параллель! Тот, кто готовил путинское мероприятие, вероятно, начитался партийных документов. Извините, они похожи до степени смешения.
Вот из старого: «Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий…». Что-то подобное запросто мог сказать любой из приглашенных к Владимиру Путину.
Впрочем, и говорили. Например, Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: «Мы вышли на некое новое определение революции 1917 года, назвав это «Великая российская революция», имея в виду и Февраль, и Октябрь, и гражданскую войну - объединили вместе, так, как это делается в отношении других революций в других странах…». Читаю документ «Замечания о конспекте учебника новой истории», подписанный Сталиным, Кировым и Ждановым: «Нельзя поэтому допускать, чтобы Французскую революцию называли просто «Великой», - ее надо называть и трактовать как революцию буржуазную. Равным образом нельзя называть нашу социалистическую революцию в России просто революцией Октябрьской, - ее надо называть и трактовать как революцию социалистическую, революцию советскую…». И так далее, и тому подобное.
Прежде чем перейти к дискуссии, президент подчеркнул: «История - это сложный предмет, требует хороших, разносторонних знаний и от самого преподавателя, от самого учителя. Поэтому крайне важно своевременно, должным образом, на высоком профессиональном уровне организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров…». В упомянутом Постановлении Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) пункт 3: «В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов…».
Скоро мы увидим воочию «учебно-методический комплекс по отечественной истории». И очень бы не хотелось, чтобы подтвердилась правота Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»...