Балет «Обнаженное танго» в Омском музыкальном театре. Балетмейстер-постановщик и автор либретто – Надежда Калинина, музыка Астора Пьяццоллы
Определимся сразу: Мария – персонаж спектакля, а Анна Маркова – ведущая солистка балета, исполняющая роль Марии. Беспризорную девочку Марию находит на морском берегу Буэнос-Айреса глава банды гангстер Родриго (Валентин Царьков), обучает ее искусству танго и заставляет в этом качестве услаждать посетителей в своем развлекательном заведении.
Мария – лучшая танцовщица в Буэнос-Айресе, реальная Анна Маркова – лучшая танцовщица Омска. Солистка балета исполняет роль танцовщицы, и в этом отношении Мария и Анна по существу – одно лицо. Имена эти к тому же созвучны настолько, что сливаются иногда в одно имя – Марианна.
Помнится, около пятнадцати лет назад я встретил на Солнечном берегу в Болгарии танцовщицу именно с таким именем. «Мария и Анна сразу», – представилась она, а на мой вопрос, сколько ей лет, блистая знанием русского языка, очаровательно ответила: «Двадцать две». Под музыку аккордеона она исполняла душещипательные танго на одной из множества открытых веранд курортного города. На спектакле «Обнаженное танго», услышав в оркестре любимые мною звуки аккордеона, мне вспомнились те болгарские вечера.
Среди прочего там звучала и музыка прославленного аргентинского композитора и исполнителя Астора Пьяццоллы (1921-1992), сочинившего более трехсот танго. Недавно умерший, он был тогда на пике популярности и легко узнавался мною по мелодиям аккордеона, для которого он написал несколько отдельных танго с оркестром.
Именно музыку Астора Пьяццоллы Надежда Калинина взяла в основу спектакля. Танго – один из самых популярных бальных танцев Америки и Европы, стихия любви, таким, понятно, оказался и сюжет спектакля. Мария служит гангстеру Родриго, создавая славу его заведению, но появляется романтичный и отважный Фернандо (солист Андрей Матвиенко), в которого она тут же влюбляется. Родриго не желает расставаться со своей собственностью – Марией. В кровавой драке Фернандо, защищаясь, убивает Родриго, но тот успевает ранить Марию, и она, хотя и ставшая свободной, умирает. Звучит «Танго свободы» («Либертанго») – самое известное танго Астора Пьяццоллы.
Сюжет, композиция и действие спектакля находятся в полном соответствии с музыкой. Законы жанра искусно выдержаны, но вот какого жанра, зрителю предоставлено решать самому: трагедия, драма, мелодрама, баллада? В программе указано просто: «Балет в двух действиях».
Композиция спектакля весьма насыщена, одна за другой следуют танцы и события, повествующие об истории пылкой, но недолгой любви героев. Сцены решены мастерски: каким-то фантастическим образом взлетают над столом фигуры актеров во время игры в карты и в бильярд, обычный кий становится оригинальным предметом в руках танцующих пар. Хороши жанровые сцены появления друга Фернандо Карлоса (Виктор Шахов) с подружками (Марина Еремеева, Елена Шукшина). Эпизоды опасных драк с ножами чередуются с комическими сценками, исполняемыми небольшого роста замечательным солистом Сергеем Шелеповым и Дмитрием Дерябиным, переодетым в женщину карикатурного вида. Прелестны неоднократно выбегающие из-за кулис официантки, представленные Кристиной Бурдашовой, Мариной Еремеевой, Алиной Мазитовой, Ларисой Такмаковой и Ириной Воробьевой. Их неизменные улыбки, белые ажурные чулочки и белые передники резко контрастируют с красно-черными цветами костюмов основных героев с их трагической судьбой, что можно поставить в заслугу художника-постановщика Сергея Новикова.
Оригинальность фантазий художника прослеживается и в других решениях: в изображении моря, бильярдных столов и т.п. Мужчины в его костюмах выглядят картинно и эффектно. Особенно впечатляет Валентин Царьков, впрочем, на него можно засмотреться и когда он обнажен по пояс, он – сам Аполлон и превосходный танцор. Великолепным танцором является также Андрей Матвиенко, и хорошо то, что он совсем другой конституции, нежели Валентин Царьков, так что они не могут быть соперниками по сцене, дурной пример чему подает Большой театр, где артисты, бывает, льют друг на друга кислоту. Они хорошо смотрятся вместе, контрастируя и дополняя нашу мужскую сущность: один – олицетворение твердости, мужества и силы, другой – воплощение утонченного, романтического, поэтического начала.
Славно танцует Анна Маркова, трудно без нее представить спектакль. Отлично владея техникой классического танца, она не только превосходит других на этот раз в свободном танце, но самобытностью и содержательностью своего облика придает особую ауру персонажу и всему спектаклю в целом. Она изящна, пластична и, я не боюсь сказать, философична. Какая-то монументальность, основательность и несуетность исходят от нее в ее четко фиксированных позах и жестах.
Название спектакля несколько интригующее, но никакого обнажения женского тела в нем нет, а есть обнажение душ и страстей. Есть элементы эротики – легкая дань развращенному времени, – но они ничего не добавляют к общей картине зрительского восприятия – жизнеутверждающей, торжествующей, красочной. Балет демонстрирует торжество красоты, красоты движений, отношений, положений, несмотря на жестокие драки, которые воспринимаются не как банальное хулиганство или проявление преступности, а как художественное выражение страстей.
Спектакль не является плодом отвлеченных фантазий балетмейстера Надежды Калининой из Санкт-Петербурга. К сожалению, сюжет ее не является сказкой, сегодня он многократно повторяется в действительности. Тысячи наших соотечественниц по глупости или в результате обмана оказываются в увеселительных заведениях Турции, Египта, Израиля, и судьба их не менее и даже более трагична, чем у Марии. Не зря, вероятно, автор либретто дала ей такое интернациональное имя. Так что и в практическом плане спектакль окажется полезным предостережением для тех девушек, которые мечтают найти себе романтического Фернандо за рубежом.
Спектакль хорош во всех отношениях, но прежде всего в том, что знакомит зрителей с музыкальной классикой XX века аргентинца итальянского происхождения Астора Пьяццоллы, который одно время учился игре на фортепьяно у самого Сергея Рахманинова. Знакомит он также с современным хореографическим искусством вообще и искусством высокопрофессиональных артистов Анны Марковой, Валентина Царькова и Андрея Матвиенко в частности, а также и других артистов музыкального театра, которому региональные и тем более федеральные СМИ не оказывают, похоже, достойного внимания.