В МП «Электрический транспорт» пришли новенькие трамваи и троллейбусы и … новый директор — экс-вице-губернатор Сергей Фролов. Омичи ждут, что расписание движения электротранспорта станет таким же новым, «с иголочки». И максимально эффективным.

Частенько, когда стоишь на трамвайной остановке, задаешься вопросом: почему? Ну почему трамваи ходят по такому странному графику: гуськом, перебивая друг у друга пассажиров?

Приведу пример. Стоишь утром на трамвайной остановке «Школа № 93». Подходит трамвай № 7 и следом, буквально через минуту-две трамвай № 4. Не успел — стоишь минут 15 в ожидании следующего «дуэта». Да, начиная с 11 Ремесленной, они разъезжаются: семерка в Нефтяники, а четверка на вокзал, но от конечной до 11-й Ремесленной, если один «сгреб» пассажиров, то второй идет практически пустой.

Тоже самое наблюдается вечером на остановке Декабристов. Тут уже волшебное трио трамваев — № 8, № 9 и № 4 — дружно катающихся друг за другом. Практически постоянно наблюдаем такую картину: в «восьмерку» загружаются пассажиры, а в трех метрах «под парами» стоит и ждет «девятка», когда предыдущий трамвай отъедет. Чуть подальше, метрах в 10, её подпирает «четверка». Это же, собственно, можно наблюдать и утром, когда трамвай стоит «на паузе», в некотором отдалении, выжидая по 3-5 минут, чтобы не упираться в предыдущий.

И это ладно, когда они идут от вокзала: в районе остановки Лермонтова каждый маршрут идет в свою сторону: № 4 — в Амурский поселок, № 9 — на третий разъезд, а № 8 — на «Полет». Но от вокзала-то до Лермонтова не 3 и не 5 остановок! Как и в обратную сторону — к вокзалу. И поэтому изо дня в день одна и та же «картина маслом»: кто первым из трамваев успел, тот и «съел» практически всех пассажиров, остальные довольствуются крохами и громыхают по путям полупустые. Исключение составляют утренние часы, с 7 до 9 и вечерние — с 18 до 19, когда народ дружно едет на работу и с работы — в остальное время по салону «ветер гуляет».

При этом тарифы на проезд в муниципальном транспорте в очередной раз взлетели. Как сообщил РЭК, в декабре были установлены «предельные экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам Омска на 2021 год». Распоряжение касается МП «Пассажирское предприятие № 8» и МП «Электрический транспорт». Рост тарифов составил 20,3% и 56,6% соответственно.

Заметьте, в МП «Электрический транспорт» она особо внушительная — более 50%! И с 1 января по 31 декабря предельный экономически обоснованный тариф для предприятия будет 65,61 рублей за одну поездку. Здесь также учтены лизинговые платежи на приобретение 62 троллейбусов и платежи по договору поставки на приобретение 24 трамваев. Но, как успокоила председатель РЭК Омской области Людмила Вичкуткина, омичи могут не переживать, для них плата за проезд не изменится — всё будет компенсировано из городского бюджета.

То есть, как справедливо отметил омский блогер Игорь Федоров: «Почему меня очень сильно волнует электротранспорт? Да потому, что официальный тариф на проезд в нем с нового года составляет аж 65 рублей! Т.е. из бюджета за каждого пассажира идет от 35 рублей и выше! Колоссальные бюджетные расходы, которые можно и не потянуть».
(см. «Игорь Федоров: «Что происходит с новым омским транспортом?»)

Народ сразу откликнулся «жизнерадостными» комментариями:

«dmitriy 15.12.2020 13:09:36 ---а городской бюджет пополняют марсиане))))»

«Справедливый перец 08.12.2020 14:00:09 Предоставьте на всеобщее обозрение калькуляцию на «Экономически обоснованный тариф». Хотелось бы знать, что туда включено.»

«Боб 08.12.2020 14:01:56 Да сразу до 150 поднимайте, скоро на такси уже дешевле ездить станет»

«Гвоздь 08.12.2020 15:07:03 Идёт выкачивание денег из бюджета Омска муниципальными ПАТП. за 2021 год выберут примерно 2 миллиарда, а на эти деньги можно было построить кучу больниц, школ, дет.садов. вот это и есть неразумный подход к гос.средствам»

«Кот 08.12.2020 15:15:06 На этом не закончится. Расплачиваться за новые автобусы и троллейбусы надо. Просили бы сразу 100 рублей. Ведь на пассажире это не отразится.»

«омич 09.12.2020 16:39:17 Насос по выкачиванию денег из различных бюджетов запущен на полную мощность: приобрели троллейбусы, трамваи, автобусы ежегодно 2 миллиарда нужно отдать. Провели аукцион на перевозки — 1.5 миллиарда из бюджета нужно отдать. Утвердят новый тариф — 2.5 миллиарда из бюджета нужно отдать компенсации. За перевозку льготников — 1.5 миллиарда из областного бюджета нужно отдать. отсюда резонный вопрос — НЕ МНОГОВАТО ЛИ!!!»
(подробнее см. «Тарифы на проезд в общественном транспорте выросли»)

РЭК назвали две главные причины роста тарифов. Во-первых, как писали выше, в них учтены платежи за новые автобусы, троллейбусы и трамваи. И второе — «прореженный» коронавирусом пассажиропоток. Так может стоит вплотную заняться в том числе и урегилированием расписания, чтобы максимально эффективно перераспределить этот оскудевший пассажиропоток?

Вопрос, в первую очередь, к новому директору МП ГЭТ Сергею Фролову. В январе этого года, неожиданно для многих, возникший «из небытия» экс-вице-губернатор сменил на «боевом посту» Сергея Ткалуна, руководившего предприятием около 35 лет.

Как отметил сам Фролов: «Руководство города поставило передо мной задачи, но я их обсуждать не буду. Меня приняли на работу с определенными условиями».

Судя по некоторым комментариям, схожие проблемы есть и с расписанием троллейбусов:

«Турист 20.01.2021 17:32:15 Разберитесь с движением троллейбусов #16. Ходят по 2-3 друг за другом. Первый едет с людьми, два других пустые. Так никакой рентабельности не будет. Тариф повышаете, а наладить работу не можете.»

Нам остается только надеяться, что эффективная работа всего электротранспорта входит в число этих самых «определенных условий».

Ульяна Нескорова