БК55 уже писал о случае в Мурманске, когда ветераны, вместо поздравлений, получили рекламу бесплатных похорон. А накануне дня Победы «Коммерсантъ» выдал огромную статью на эту же тему, начав с уже упомянутого мурманского случая, в котором директор оскандалившейся компании принес ветеранам извинения. Что характерно, эта же компания "ВМК" в 2007 году точно так же «поздравила» ветеранов Калининграда.
Больше всего скандалов, как пишет газета, возникает с поздравительными билбордами, на которых советских солдат путают с солдатами других армий. Так, в последних числах апреля в Тюмени появились плакаты с надписью «Спасибо за мирное небо над головой» с коллажем из 15 фотографий, на трех из которых изображены немецкие солдаты. Глава управы Центрального административного округа Тюмени, заказчик плаката Валерий Борисов, рассказал, что после появления публикаций в СМИ плакаты были заменены.
В Златоусте героями билборда «Это наша победа» стали американские военные, водружающие знамя на холм после битвы за Иводзиму (первая военная операция военных сил США на территории Японии). По словам руководителя пресс-службы администрации Златоуста Артема Алексахи, поздравительный плакат был инициативой рекламного агентства «Армада Аутдор»: «Они хотели сделать подарок, но вышла ошибка. Когда она была выявлена, администрация рекомендовала плакат снять».
К 9 мая 2012 года администрация Екатеринбурга выпустила плакаты с немецкими танками «Пантера», которые вызывали возмущение ветеранов. Через несколько дней весь тираж плакатов был уничтожен. В том же году в Орле был установлен щит с надписью: «Победа деда - моя победа!», с которого жителям города улыбались немецкие солдаты. Ошибку предали огласке блогеры, после чего баннер был демонтирован.
В апреле 2010 года в Челябинске ветераны получили от администрации ООО «Челябинский тракторный завод» поздравительные открытки с благодарностью за «особый вклад в развитие врага». В компании рассказали, что перепутали слова «разгром» и «развитие» в предпраздничной спешке. Тогда же в Тюмени администрация области отпечатала тираж поздравительных открыток, подписанных губернатором Владимиром Якушевым, в которых говорилось, что тюменцы помнят подвиг героев-земляков, «честно трудившихся в тылу врага«, а в Перми несколько сотен ветеранов получили в подарок календарь с фотографиями немецких пулеметчиков и солдат CC.
В Минобороне «Коммерсанту» сообщили , что у них нет ресурса, чтобы централизованно отслеживать такие проблемы - для этого необходимо создавать штатное подразделение с соответствующими полномочиями. Все функции по обеспечению ветеранов замыкаются на региональные власти, которые выполняют их не всегда качественно.
«Единственный способ избежать таких курьезов - выбрать на федеральном уровне единого подрядчика, который будет согласовывать все: от общей концепции до цветовой гаммы кампании,- говорит генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов. - Это было бы оправданно, учитывая характер и значение праздника. Пока же из-за закона «О госзакупках» органы власти зачастую вынуждены обращаться не к эффективным, а к дешевым подрядчикам. В них сидят дизайнеры, которым наплевать: «Тигр» будет на билборде или Т-34».
Игорь Федоров