Председатель Омского областного Общества потребителей в сфере ЖКХ оценил перестановки в областном правительстве, и в том числе отставки Татьяны Вижевитовой и Владимира Компанейщикова.

– Несомненно, новые назначения в правительстве Омской области интересовали всех, кто сколько-нибудь интересуется ситуацией в регионе. Я умышленно не говорю слово «политической», поскольку многих, и меня лично в том числе, меньше интересует именно «политическая» ситуация, а больше экономическая. Просто же сравнить – сколько построили значимых объектов за пять лет до 2011 года включительно и сколько за последние семь лет – одну многострадальную «Галерку». Несчастную поликлинику на Левом берегу заложили еще во времена Леонида Полежаева и до сих пор не открыли. Интриги добавляло то, что впервые губернатор избирался на основе консенсуса: три партии поддержали кандидата, и было интересно – предложат ли они кого-то в состав правительства.

Я не считаю себя особо сведущим в этих темах, потому с интересом ждал комментариев от политологов, в частности интересно было бы мнение достаточно осведомленного в региональной и федеральной повестках Сергея Старовойтова, но пока оценку переменам дала только уважаемая мною профессор Инна Ветренко, не считая тех, кто всегда поддакивает и хвалит любые назначения. Особо повеселили медики. Когда считалось сначала, что министром назначат уважаемого мною профессора Владимира Шутова – главврачи принялись в интернете поддерживать данное назначение, а когда оказалось, что назначили-то как раз Дмитрия Вьюшкова – то оказалось, что как раз вот это назначение – самое что ни на есть правильное.

– Так как прокомментируете суждения Инны Ветренко?   

– К сожалению, я не могу согласиться с положениями, изложенными уважаемой мною Инной Александровной, и попробую пояснить тем, кто в силу объективных причин не знает многих обстоятельств.

Во-первых, неприятно удивило то, что из 14 абзацев материала 5, то есть почти половина, посвящены восхвалению Владимира Компанейщикова и критике Михаила Каракоза, что наводит на некоторые нехорошие мысли. Но я не стану их излагать, поскольку могу ошибаться – может быть, действительно уважаемый профессор так потрясена увольнением Владимира Борисовича. А удивило потому, что любой непредвзятый наблюдатель понимает, что при всем уважении к этой должности есть более важные направления – естественно, жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, например. И по деньгам, если брать в разрезе ГРБС, по-русски – получателей бюджетных средств областного бюджета – подчинённые данному заместителю напрямую структурные подразделения – это небольшие проценты.

Во-вторых, главными, на мой взгляд, были два вопроса. Прежде всего – будет ли разделена должность на губернатора и председателя правительства (прямо скажу – если бы это произошло – я считал бы Александра Буркова конкретным бездельником, который будет только разрезать ленточки). Кроме того – останется ли В.П. Бойко первым вице-губернатором. Именно он является по должности ключевой фигурой, именно он остается за губернатора в период отсутствия последнего, в том числе распределяет финансы.  

Сейчас, когда все отставки случились, все назначения произошли (а я веду отсчёт от отставки Сергея Плисова и до последнего назначения нового руководителя аппарата губернатора) – можно сделать некоторые умозаключения.
Первое. Никто из значимых руководителей в Омск не поехал, но этого нельзя было ожидать изначально. А из наших министров, их замов или успешных бизнесменов многие поехали бы куда-то на неустроенный быт и с неясными перспективами, ведь контракт на период работы губернатора; а если его, например, повысят в Москву – местные сразу выдавят? Это было ожидаемо.

Второе. Структуру правительства Назарова вернули к структуре правительства Полежаева, когда, напомню, Бойко был первым заместителем. И правильно сделали – это для меня однозначно.

Я отношусь к тому меньшинству, которое считает, что чтобы в чиновники шли действительно грамотные и порядочные люди – нужны материальные стимулы, иными словами – большие зарплаты. Но за эти деньги нужно работать.

По той информации, которой располагаю я, последняя структура прежнего правительства создавалась в 2015 году, после выборов под Компанейщикова и Вижевитову – которые вроде бы и замы, а вроде и ни за что конкретное не отвечают. Тогда и Станислава Гребенщикова добровольно-принудительно сделали освобождённым замом с целыми двумя работниками в подчинении, а Минстрой пошел в свободное плавание и все эти годы продолжает постепенно погружаться в пучину безответственности при отсутствии каких-либо положительных результатов работы.

А за зарплатой все они, включая Компанейщикова и Вижевитову, приходили регулярно. А за что платить – ведь платят за труд?
Я согласен с комментариями на БК55 о том, что только за прекращение кормления этих двух господ отдельное спасибо от омичей Александру Буркову. Должности Вижевитовой вообще в структуре не было, но однажды  вечером посетил здание на Красном Пути один очень уважаемый депутат, и к утру структура изменилась, появилась ещё клеточка с нехилой зарплатой и без всякой ответственности по причине отсутствия в прямом подчинении серьезных объектов. Кому интересно – это же в открытых источниках – можете посмотреть за все годы распределение обязанностей между зампредами областного правительства – и все станет ясно: кто работал, а кто просто кабинет занимал и деньги получал.

Число замов сократили, и все они – министры, то есть отвечают за конкретный участок работы, и это правильно.

Третье, раз уж в интервью уважаемого политолога половина про Компанейщикова и Каракоза. Инна Александровна, как я понимаю, просто мало общалась с Владимиром Борисовичем, иначе, скорее всего, изменила бы мнение.

– То есть?...

– Суть моего крайне отрицательного отношения к этому чиновнику кроется в неприятии его отношения к работе и состоит из четырех составляющих.
Никогда не лезу ни к кому в личные дела, отказываюсь обсуждать чьи-то домики и т.п. Я привык обсуждать работу и оценивать чиновника по работе. Но раз тебя публично обвинили в средствах массовой информации в махинациях на сумму более ста миллионов рублей – и ты публичный чиновник – ты должен или уйти в отставку, или публично объясниться, как это сделал (в смысле – объяснился), например, бывший руководитель аппарата губернатора Юрий Карючин.

Объяснений мы не услышали, в отставку господин Компанейшиков тоже не ушел, а вот очень часто стал общаться с собственниками и руководителями тех СМИ, кто обо всем этом писал.

– Но, видимо, это ещё не все претензии к нему?

– Что касается самой работы, то я поначалу пытался ходить к нему как советник губернатора с разными производственными вопросами, особенно связанными с районами. Ответ был один – это не входит в мои должностные обязанности, иди к Гребенщикову.
И вот тут для меня принципиальное отличие чиновника Компанейщикова от чиновника Каракоза. Михаил Михайлович никогда так не говорит. Он пытается вникнуть в вопрос, чтобы составить правильный доклад губернатору или сам решить проблему.
Есть пример, когда мы проводили митинг по вопросам ЖКХ 3 марта. До этого я посчитал нужным прийти в управление внутренней политики, чтобы передать материалы митинга – проект резолюции и пояснения по вопросам. Каракоз всё изучил, а там 4 листа, расспросил, отметил для себя те вопросы, на которые он может повлиять. В частности, они с заместителем руководителя ГГПУ Олегом Бибиком уже решили, что с 2019 года перестанут издеваться над людьми мировые суды (кто забыл – мы возмущались тем, что документы из мировых судов стали отправлять не на государственную почту, а на частную, имеющую всего два отделения в городе, в результате чего потом на людей приходят судебные приказы). А  ведь он тоже мог сказать – ты иди к Стрельцову.
Таких примеров много. И сейчас он постоянно вникает в ситуацию с новой схемой обращения с мусором. Как он сказал на совещании по данному вопросу – это тоже вопрос политический – если в новогодние праздники мусор не будет вовремя вывезен, это отразится на настроениях омичей.

В моем понимании – это правильный подход чиновника, а не формальный, типа я за это не отвечаю.

В-третьих, я всегда считаю, что любой чиновник, и чем выше уровень, тем это важнее – должен быть примером порядочности, обязательности, выполнять обещания и не обманывать людей.

Тут для меня тоже громадная разница между Компанейщиковым и Каракозом.

Почему Компанейщиков вообще попортил со многими отношения? Он пытался говорить в приказном тоне, диктовать, как себя вести. Не буду за других – расскажу, после чего мы с ним перестали здороваться, так как это показательно для его работы в целом.

– Видимо, вы с ним столкнулись и при своей работе в сфере ЖКХ?

– Да. В декабре 2015 года в Законодательное Собрание внесли вопрос о сроках, в течение которых жильцы новых домов освобождаются от оплаты за капитальный ремонт. Федеральный законодатель разрешил выбрать – от 0 до 5 лет. Я отстаивал позицию, что поскольку ремонтировать там нечего, минимальный срок до ремонта первого конструктивного элемента – 8 лет, то и платить не за что. Была и другая позиция – за счет новосёлов пополнить фонд. К сожалению, без проведения заседания рабочей группы в ЗС вносят проект закона, чтобы платить. Губернатор в командировке, нужно что-то предпринимать. Я звоню Марату Исангазину и прошу возможность опубликовать в «Коммерческих вестях» открытое письмо депутатам, чтобы не допустить принятия закона  в двух чтениях, а там Виктор Иванович приедет и разберемся.  Депутаты с письмом ознакомились, а в перерыве меня вызывает Компанейщиков и заявляет, что я отстранен от должности за то, что написал открытое письмо, сдай удостоверение. Ну, я ему и сказал, что не ты меня назначал, не тебе и увольнять. Он-то не знал, что я перед этим с Виктором Ивановичем по телефону переговорил.

Ну разве умный человек? На этой должности, наоборот, нужно работать так, чтобы не было конфликтов. Раз я уже все равно написал это письмо. И подобных примеров ещё много - когда какими-то действиями такие, как Компанейщиков, вообще убивают в людях веру в государство, в честные выборы. Нельзя так делать.

Если в целом – Компанейщиков в подобных случаях всегда начинал общение с того, что если вы вот это сделаете, меня ослушаетесь – то будет вот это, вас постигнет суровая кара.  

А Каракоз разговаривает по-другому: он говорит, что я просил бы, если вы меня уважаете, не делать этого или сделать вот так-то. Вот это подход. Потому у него и не испорчены отношения ни с непарламентскими партиями, ни с общественными организациями.
Наконец, я впервые в этот период столкнулся с тем, что конфиденциальная информация уходила в сторону определённого новостного сайта. Ни на что не намекаю, никого не обвиняю, чтобы в суд не повели. Но если на совещании очень узкий круг, то методом отсеивания всегда можно определить, откуда ушла информация. Дошло до того, что некоторые вопросы у Виктора Ивановича были вынуждены решать так, чтобы не было лишних ушей.

– Потрясающе!

– Да. Вообще работа в органах госвласти на таком уровне – большая честь и большая ответственность. Владимир Борисович с этой ответственностью не справился.

Другое дело, что я сомневался до конца в назначении Михаила Каракоза, так как он шел без «волосатой руки», как и Александр Бурых. Естественно, это плюс Буркову – значит, он назначал по деловым качествам, а не тех, за кого позвонили. И правильно, что создают единое министерство – опять же, сократят дублирующие должности.

– Как оцените нынешние назначения и перестановки губернатора в сфере регулирования ЖКХ?

– Практически все жилищники, с кем я говорил, одобряют смену начальника областной ГЖИ Омской области именно на Александра Бурых. Первые результаты уже налицо: впервые за несколько лет в этот вторник собрали все УК города, поставили задачи, выдвинули требования. Заработал общественный совет из председателей советов домов, с января начнет работать консультативный совет из числа опытных руководителей УК и ресурсоснабжающих компаний. Главное – Александр Владимирович поставил целью создать систему работы, а не вырывать отдельные вопросы по жалобам.
Что касается увольнения Сергея Фролова – я считаю его достаточно грамотным специалистом, знающим подведомственную сферу. Скажу прямо, когда он был и.о. мэра – было сделано много. Но сама идея совершенно правильная – «коммунальный» зам не должен быть в отрыве от министерства. Как ушел Гребенщиков – хоть один из часто меняющихся министров хоть раз был в трудовом коллективе или на собрании председателей советов домов УК? Не были. В трудовом коллективе строительной организации? Не были. Эта должность – аванс молодому руководителю Антону Заеву. Как он справится – покажет время.
И последнее, что для меня очевидно и важно в целом по отставкам и назначениям. Вот кого оставили продолжать работать в правительстве – насколько я знаю, это люди, у которых, скажем так, декларации об имущественном и материальном положении совпадают с реальностью. Нет у Куприянова с Дерновой свечных заводиков. Полагаю, что сотрудники известного ведомства тоже положили на стол губернатору какую-то информацию.

Я не хочу загадывать, как будет работать новая команда, хотя знаю, что у Валерия Бойко не забалуешь – это уж точно. Известно, что тема диссертации Инны Александровны – «Игровые практики в политическом процессе». Кстати, вот она заранее прочувствовала ситуацию – в Свердловске защищалась. Я вот считаю, что реальная политика – не игра, за каждым из чиновников областного, городского, окружного и районного уровня стоят люди с их нуждами и надеждами. Обмануть надежды омичей – последнее дело. Ну а если уж говорить спортивной терминологией – в сентябре судья дал свисток, матч из пяти таймов начался.

Теперь мы знаем состав команды Буркова, давайте пожелаем ей успехов и подождем, через год можно будет давать более взвешенные оценки.