Во всяком случае такое впечатление может сложиться из рецензии известного столичного культобозревателя Славы Шадронова, посетившего спектакль наших «академиков» «Мария».
Постановка о событиях в революционном Петрограде сто лет назад была показана 10 марта на сцене московском театре Маяковского в рамках престижной национальной театральной премии «Золотая маска». Омичи в списке соискателей наград сразу в нескольких номинациях.
«Честно говоря, страшно. Во-первых, пространство наше необычное. Меня волнует моя сцена, где я работаю в зале. Театр Маяковского он больше. А, во-вторых, там надо всё с акустикой решать. Всё пробовать. Волнение технического характера. Потому что, что касается самого спектакля и его структуры, то по этому поводу я не волнуюсь: там достаточно всё застроено. И, конечно. я волнуюсь за наших номинантов. Мне кажется, что мне легче, чем моим коллегам, претендующим на «Лучшую мужскую роль второго плана» и «Лучшую женскую роль». У них, наверное, внутреннее волнение будет больше, чем у меня»,- признался нашему ресурсу накануне поездки в первопрестольную исполнитель одной из ролей в «Марии» Егор Уланов.
2 февраля прошлого года омские театралы увидели новый спектакль главного режиссера старейшего местного учреждения Мельпомены Георгия Цхвиравы. Георгий Зурабович остановил свой выбор на пьесе классика Исаака Бабеля «Мария», которая еще при жизни автора была признана неудачной.
Георгий Цхвирава, главный режиссер Омского академического театра драмы
Но лидер наших «академиков» решился поискать в произведении свой креатив, которого после просмотра сценического произведения на родных подмостках было обнаружено немного. Впрочем, спору нет – у Бабеля есть достаточно поклонников и 80 зрителей ( а постановка идет в малом формате, но на большой сцене нашей Драмы – примечание БК55) , пришедших послушать слог автора, всегда найдутся.
У московского культобозревателя Славы Шадронова, к слову специалиста по русской советской литературе 20-х годов прошлого века, желание посетить омский спектакль нашлось. И выводы он вынес из просмотра весьма любопытные. Столичный журналист недоумевает, почему омский главреж вообще выбрал «Марию» для постановки.
«Мария» не то чтоб вообще никогда и никого не привлекала, но знаковых постановок определенно не зафиксировано. Омская версия, доехавшая до Москвы, стало быть претендует на некое запоздалое «открытие» незаслуженно малоизвестной пьесы одного из крупнейших писателей своей эпохи – иначе зачем бы везти спектакль издалека? Однако на «открытие» ну никак не тянет, и мало того, не дает ответа на вопрос, для чего режиссеру и театру понадобилась именно эта пьеса и именно сейчас, вернее, те ответы, которые приходят в голову как возможные, оказываются слишком неудовлетворительными», – убежден г-н Шадронов.
Сцена из спектакля "Мария" Омского академического театра драмы
Критик не нашел ни одной причины, по которой можно было вообще поставить такой спектакль в театре сегодняшнего дня, потратив на него и без того скудные бюджетные средства.
«Подобный спектакль, желанный в конце 1980-х, выглядит нынче неуместно, удручающе архаичным. В соавторы режиссер берет «продвинутого» художника Олега Головко, постоянного соавтора Тимофея Кулябина – но сценограф предлагает не слишком изобретательную тряпочную выгородку с «окошками», нишами под открывающимися занавесками на разных уровнях, рассадку публики на сцене и задействованный активнее к финалу в качестве игровой площадки театральный зрительный зал (никогда такого не было – и вот опять... правда, стоит заметить, когда с красных кресел снимают белые чехлы, символика срабатывает)», – уверен Слава Шадронов.
К сожалению, и актерскими откровениями, по мнению столичного критика, «Мария» не изобилует.
«Плоско, предсказуемо, старомодно каждый из исполнителей на своем уровне воплощает своего персонажа, кто-то чуть объемнее, как Александр Гончарук в роли Исаака Марковича Дымшица, кто-то одномерно, однокрасочно, как Валерий Алексеев, играющий генерала Муковнина, или Егор Уланов-ротмистр Висковский, кто-то на грани карикатуры, или даже за гранью - Людмила у Юлии Пошелюжной словно сошла с большевистского агитплаката, воспроизводящего шарж на распутную буржуинку», -заявляет столичный критик.
Юлия Пошелюжная в галерее фотографий актеров Омской Драмы
Работы омички, претендующей на награду в номинации «Лучшая женская роль», Марины Бабошиной Шадронов вообще не заметил. Стоит ли считать мнение Славы Шадронова уже окончательным приговором спектаклю Омского театра драмы как претендента на награды «Золотой маски»? Думается, пока не объявлены итоги, а это будет сделано 19 апреля, терять надежды не стоит. Ознакомиться с рецензией Шадронова полностью можно здесь.
Напомним, 7 апреля в рамках «Золотой маски» в Москве выступит еще один омский театральный коллектив – «нОга» с постановкой Five. Будем надеяться, что отзывы на хореографический спектакль из Омска у москвичей будут лучше, чем на драматический.
Виталий Маевский
фото из открытых интернет-источников