Ставленник Артёмова одержал убедительную победу над техническим кандидатом.(РЕПОРТАЖ).
Конференцию омской «Единой России» в последний момент перенесли из ожидаемого «Экспоцентра» в абсолютно внезапный ДК «Сибиряк». Впрочем, она вообще могла быть отложена: звучали мнения, что из-за морозов, особенно суровых на севере региона, стоило бы её перенести. Дата осталась неизменной, так что теперь можно ссылаться на чрезмерную близость Нового года или на чьё-то гипотетическое желание «отсечь» представителей северных районов.
В любом случае народу собралось немало: делегатов на конференции было ровным счётом 189 человек. Все они сгрудились в передней половине конференц-зала, выглядевшего, скажем так, аскетично: простые сиденья, стены, обитые чуть ли не фанерой, на сцене – трибуна и пара столов, поставленных в один ряд. Картина будто из советского деревенского ДК образца 80-х (разве что скатерть на столах не кумачовая, а скорее лилового цвета): труженики села слушают неизбежного докладчика, читающего с бумаги бог весть что, перешёптываются, шуршат одеждой и ждут, когда же, наконец, погасят свет и включат кино.
На этот раз кино не было: всю культурную программу обеспечивала «Единая Россия». На сцене рассадили президиум, в котором состояли тогда ещё глава регионального отделения Александр Артёмов, тогда ещё гипотетический кандидат на место Артёмова Степан Бонковский, депутаты Госдумы Андрей Голушко и Дмитрий Перминов (их статус сегодня никак не поменялся) и тогда ещё глава Омского местного отделения Юрий Тетянников.
Артёмов открыл конференцию своим выступлением. Речь там шла, естественно, об успехах партии и правительства:
– Наша экономика постепенно выздоравливает после кризиса, низких цен на нефть и санкций; наши граждане скоро это почувствуют... Наша партия объединила все конструктивные силы общества... Выборы 2015-2016 годов стали важным этапом в развитии Омской области...
Далее упоминался Владимир Владимирович Путин как «основатель партии» и сообщалось, что 31 депутат-единоросс в Заксобрании – это результат «удовлетворительный». Но многое ещё предстоит сделать: процент ЕР на выборах оказался меньше, чем хотелось, а потому надо заняться мобилизацией сторонников и начать бескомпромиссную борьбу со штрейкбрехерами (то бишь с теми, кто «отступает от принципов партии»). Если заняться этим, осень будет для «Единой России» «золотой».
– Мы готовы к диалогу, – объявил Артёмов немного угрожающе, – но конструктивному. Многие пытаются внести раскол в наши ряды, но я заявляю: у нас достаточно здоровых сил, чтобы, несмотря ни на что, двигаться вперёд!
Зал похлопал: видимо, это означало согласие.
Затем к трибуне вышел Варнавский. Он явно считал нужным подпустить немного юмора.
– Мне предоставили слово для приветствия, – начал он. – Раньше приветственное слово говорили пионеры (делегаты в зале, явно почувствовав, чего от них хотят, начали смеяться – БК55): они высказывали критику в адрес отдельных членов партии и благодарили партию в целом... Нет-нет, я сейчас не на президиум, а в зал смотрю!
Подождав, пока делегаты отвеселятся, Варнавский продолжил разговор о партии:
– Мы – главная политическая сила! – говорил он с напором. – Мы формируем глас народа! В Омской области в общей сложности 56 партий, но сколько из них участвовали в выборах? Из непарламентских всего 2 – «Яблоко» и «Партия Роста»! А где остальные? Где те, кто вякал, что готов занять все места в Заксобрании?
Ответов не было и не ожидалось. На этот раз публика хлопала ещё громче. Далее «молодогвардеец» Илья Бубнов, охарактеризованный на днях как «задиристый оратор», рассказал о том, что «Молодая Гвардия» – это любовь к Родине, а главный единоросс по Кировскому округу Андрей Кипервар, поведав о специфике Левобережья, неожиданно покритиковал своего шефа, недовольного результатами выборов:
– Если иметь больше мандатов, чем сейчас, нарушатся основные принципы демократии!
Именно в этот момент Артёмов решил, что выступлений достаточно и пора перейти к прениям. Его предложение к залу прозвучало несколько двусмысленно:
– Прошу проголосовать за то, чтобы прекратить!
Делегаты дружно проголосовали за прекращение. Тем не менее за трибуной неожиданно оказался Андрей Голушко, и это выступление стало гвоздём программы. Начал депутат с уже окученной его предшественниками темы неправильной критики «партии власти»:
– Сейчас многие пишут чуть ли не детективные истории о выборах внутри нашей партии. Вся эта писанина направлена на одно: внести раскол и разлад в наши ряды! Мы не должны обращать на это внимание. Мы занимаемся обновлением рядов. Посмотрите: фракция в Госдуме обновилась на 50%, руководство региональных отделений – на 30-40. В высшем совете партии в январе состав обновится на 25%.
Далее было сделано крайне необычное по нынешним временам заявление:
– Мы все знаем, что происходит, когда кто-то пытается пересиживать на своём месте, казаться вечным... Никто не вечен!
Голушко не уточнил, кого именно он имеет в виду. Теперь речь пошла об Артёмове и Бонковском:
– Я знаю, что Александр Васильевич и Степан Степанович отказались от поста секретаря регионального отделения. Я с большим уважением отношусь к этому их решению. Один из них сосредоточился на работе в Заксобрании, у другого столько проектов... Мы даже не можем поделить Степана с губернатором!
Степан Степанович, и до того бывший явно не в духе, в этот момент совсем помрачнел. Он считался едва ли не основным кандидатом на место Артёмова и в интервью для СМИ говорил со значением: «Работа эта крайне сложная, но, если Родина позовёт, герои обязательно найдутся, они есть... » Потом появилась информация об операции «Преемник» с участием Юрия Тетянникова, а теперь стало окончательно понятно, что Родина не позвала. Остаётся только надеяться, что сам Бонковский не в этот момент узнал о своём отказе от амбиций, а хотя бы немного раньше.
А Голушко заговорил о смерти:
– Сейчас ведутся разговоры: «Единая Россия» умрёт вот тогда... Или тогда... Я так скажу нашим оппонентам: От мёртвого осла вам уши! – В зале нервно захохотала какая-то женщина, делегаты нестройно захлопали, а Голушко повысил голос: – Мы не для того боролись, чтобы отдать власть! И пусть они увидят: никогда за всю историю страна не жила так богато и так сыто, как сейчас! И никому мы это не отдадим!
Правда, Омск вроде бы уже начали отдавать: по крайней мере, Голушко признал, что ЕР «проиграла город». Теперь задача партии – проанализировать ситуацию и сделать всё, «чтобы это поражение «Единой России» стало для неё последним». Мы предположим со своей стороны, что последнее поражение этой замечательной партии в любом случае будет выглядеть иначе, так что оно ещё впереди (если вы понимаете, о чём я).
Наконец, приступили к выборам. Артёмов сердечно попрощался с собравшимися:
– Мне Бог дал возможность со всеми вами работать. Спасибо вам большое за то, что вы были рядом. Я просто хочу низко всем вам поклониться, – тут он действительно встал и отвесил поклон. – И от Степана Степановича то же самое – низкий поклон!
Получается, теперь товарищи Бонковского по партии и отказались за него от претензий на высокий пост, и поклонились за него же.
Далее Артёмов представил собравшимся кандидата, того самого Юрия Тетянникова, до того скромно сидевшего с краю со старательно бесстрастным выражением лица, и рассказал, что работа в прошлом вице-мэром – отличный плюс, чтобы возглавить партотделение перед выборами в Горсовет. Потом какой-то делегат, выйдя в проход между рядами, предложил выбрать Владимира Александрию – партейца из Калачинска. Публика поддержала обоих.
– Если есть ещё предложения... – начал было Артёмов.
– Достаточно! – крикнул кто-то. В задних рядах, где сидели журналисты, это вызвало смех; делегаты были абсолютно серьёзны.
Объявили 20-минутный перерыв, чтобы участники конференции могли получить бюллетени и проголосовать. В вестибюле тут же выстроились 2 очереди; третья была в буфете, где продавали бутерброды с икрой и коньяк. Бутерброд – 100 рублей. Порция алкоголя – тоже. Желающих хватало.
– А почему нам поляну не накрыли? – балагурил кто-то из проголодавшихся и уже, видимо, отдавших свой голос делегатов. – Было бы голосование за «Единую Россию» – всех угощали бы коньяком!
– Вам только бы голоса покупать! – отреагировала «оппозиция» (тоже шутейно).
– Накрыли бы, – подтвердил с набитым ртом уже закусывавший товарищ. – Наш народ добро помнит. Помнит добро...
Через полчаса объявили результаты выборов: за Александрию – 25 человек (это 14 с чем-то процентов). За Тетянникова – 147. Победитель тут же вышел к трибуне и произнёс явно заранее приготовленную речь, в которой сказал, что «Степан Степанович – очень неординарный человек с большим желанием помогать людям» и что он, Тетянников, будет активно заниматься темой детского спорта. «Главное для нас - дети», – вспомнилось почему-то тогда автору этих строк.
Вот так омские единороссы выбрали себе нового вождя. Позже, во время импровизированной пресс-конференции, Тетянников старательно отрицал возможность каких-то кулуарных договорённостей, достигнутых заранее. По его словам, к нему подошли партейцы из Омского района и предложили выдвинуть кандидатуру. Про какие-либо решения на эту тему Назарова или Полежаева он раньше не слышал.
– Предложили, – тут Тетянников посмотрел снизу вверх на стоящего рядом более высокого Артёмова, – выбрали... У нас ведь должны появляться новые лица, новые идеи...
Правда, насчёт «новых идей» тут же была внесена ясность:
– Мы – не партия номенклатуры! Мы просто следуем курсу президента.
Это уточнение, безусловно, было необходимо: мало ли что подумает «широкая общественность», узнав, что «Единая Россия» стремится к новизне.