Горожане не видят другого варианта спасения в Омске муниципального пассажирского транспорта.
Неуправляемость общественных перевозок в Омске достигла своего апогея. Департамент транспорта мэрии Омска абсолютно не контролирует ситуацию с потребностями пассажиров города-миллионника, не имеет реалистичной программы развития или даже выхода отрасли из кризиса.
Да что там, дептранс под руководством чиновника В.Н. Маслика даже по факту не владеет информацией о... движении подвижного состава на линии ни в режиме онлайн, ни в перспективе!
Моя поездка «назад в будущее»
Окончательно и бесповоротно убедиться, «что такое Маслик» для умирающего в конвульсиях муниципального транспорта Омска, мне пришлось на днях лично.
Если бы не экстренная необходимость в передислокации аквариума, сидел бы дома. Метеорологи объявили о раннем начале зимы… На часах вполне «рабочее» время – 18.25, на улице минус 20, остановка общественного транспорта «14-я Заозерная». Люди подходят в ожидании транспорта, но, простояв минут 10-15-20, предпочитают или двигаться «в сторону центра» пешком или вызвать такси (кто с детьми), или по телефону созваниваться со знакомыми, которые движутся в попутном направлении на личном авто.
Трудно поверить, что это ХХI век, что это «благополучная Сибирь» и это претендующий на какие-то «лавры», недавно с помпой отметивший 300-летие город-миллионник!
Парадоксальность ситуации в том, что автобус, сообщающий данный абклав с остальной частью города, представлен здесь в одном экземпляре (№22), и его наличие на линии не скроешь. Ни словоблудием в Горсовете, ни отписками в прокуратуру, ни заявлениями для дружественных СМИ.
Автобус штука такая: он или есть, или его нет.
Омский департамент транспорта и в этой, казалось бы, прозрачно-понятной коллизии пошел дальше, предложив горожанам… третий путь.
В никуда…
Где-то на 20-й минуте ожидания на пронизывающем сибирском морозе явно мимо остановки на приличной крейсерской скорости проходит долгожданный маршрутный автобус №22, ЛиАЗ зеленого цвета с госномером 373 (или 372).
Заметив из крайнего левого ряда наличие пассажиров на ООТ, водитель тут же «грамотно» ориентируется, берет круто вправо и на бреющем с включенной аварийкой проходит вдоль замерзающего люда. Сразу после операции «хромая утка», еще находясь в зоне видимости несостоявшихся пассажиров, «водятел» включает повышенную передачу, отключает аварийный сигнал и, набирая обороты, уходит в сумрак зимнего вечера.
В колоритных клубах выбросных газов.
В сердцах от подобной выходки набираю телефон доверия дептранса (тел. 78-79-60). Здесь мне размеренно, внятным голосом поясняют, что «в целях совершенствования работы все разговоры записываются».
Сообщаю своими словами о произошедшем безобразии: почти полчаса на остановке, ни одного автобуса, единственная машина подло проехала мимо. Девушка с голосом ангела информирует, что на этом направлении она не видит подвижного состава – ни в наличии, ни в перспективе:
– На этом маршруте давно уже нет муниципальных автобусов, одни частники, а их мы не имеем возможность контролировать…
Взрываюсь непониманием:
– Как нет автобусов? Вы понимаете, что говорите? Это же не южные широты, это – СИБИРЬ! Здесь на остановке запросто можно что-нибудь отморозить, лишиться здоровья или, вообще, замерзнуть… Почему не контролируете ситуацию, перевозчиков?!... Зачем здесь висит табличка с интервалом движения?!... А зачем вы тогда вообще нужны?!
Естественно, последний риторический вопрос относился не персонально к моей собеседнице, а к дептрансу мэрии Омска в целом. Действительно, чем занимаются тамошние чиновники, если автобусов на линии нет, если наличие машин на маршруте, интервал их движения они не контролируют, частники у них трудятся сами по себе?
На свое усмотрение.
Диалог на повышенных тонах позволил на время хотя бы внутренне согреться. Жду дальше. В течение следующих двадцати минут мимо остановки, уже не сбавляя скорость, никак не маскируясь… проносятся еще два автобуса с табличкой «№22»!!!
Это просто какое-то издевательство. Ну, не *** ли эти чиновники, эти водители, это муниципальное щекасто-лощеное начальство?!
Набираю опять «телефон доверия» и сообщаю о происходящем беспределе. На фоне публичных заявлений господина Маслика о том, что «все хорошо», что «все под контролем», что «реформа муниципального транспорта движется в нужном направлении», картинка с натуры – прямое доказательство обратного.
Получается, что руководителя волнует все что угодно – сокращение частных маршрутов, ежегодное наглое повышение тарифов на проезд, растущие аппетиты на перечисление льготных денег из бюджета, побольше дешевого и высокооктанового бензина на нужды ведомства, но не то, что является главными целями и задачами работы его учреждения. Напомню, о чем должен печься «денно и нощно» директор дептранса города-миллионника:
«Целью… является… обеспечение устойчивого, надежного, безопасного функционирования городского пассажирского транспорта и его развитие». (гл. II п. 16 Положения о департаменте транспорта Администрации города Омска).
«Основными задачами являются регулирование, организация и контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений городского пассажирского транспорта с целью обеспечение их эффективного и устойчивого функционирования». (см. гл. II пп. 3) п. 17 – там же).
Может, я чего «не догоняю», но ничего этого, прописанного в официальном документе, в работе омского дептранса и его руководства давно уже НЕТ!
Видимо, следующее мое заявление в телефонную трубку прозвучало обоснованно-закономерно и, как выяснилось спустя несколько дней, провидчески действенно:
– Передайте Маслику, пусть уходит в отставку! Такая его работа никому не нужна!
Разве я был не прав?! Я сказал то, что прочувствовал на себе. До мозга костей. За час с лишним стояния на, как мне показалось, уже 30-градусном морозе.
Вызвав прямо на остановку такси, я повез аквариум (размером не превышающим «ручную кладь») по тарифам отнюдь не муниципального перевозчика.
Все это я также зафиксировал на фото и видео. Как и восстановительные процедуры после вынужденного общения с омским муниципальным транспортом.
Думаю, что пассажиры должны подавать на дептранс, на муниципалитет за такую «работу», за такие «услуги», не отвечающие ни качеству, ни безопасности, в суд.
И главное здесь, видимо, не столько наказать чиновников рублем (суды много не взыщут, если, вообще, такая судебная практика у нас имеет место быть), сколько с помощью судебных актов, информационных поводов попытаться закрыть подобным никчемным руководителям, как В.Н. Маслик, доступ к теплым начальственным постам.
Раз и навсегда!
P.S.
Опубликовать сей опус-крик-рассуждение на актуальную тему Омска я еще даже не успел, когда буквально на моем творческом взлете директор дептранса Виталий Маслик отправился в добровольную отставку.
Говорят, причиной тому – представление прокуратуры города Омска в адрес мэра Омска. Хотя мне кажется, что первопричина – это полный разброд и шатание в работе вверенного Маслику подразделения (стратегически и социально важного – !), это неумение и нежелание найти компромисс между перевозчиками (лоббирование «своих»), это невозможность обеспечить минимальные потребности пассажиров, предусмотренные Законом.
P.P.S.
Новый директор дептранса Алексей Мартыненко начал свою работу на должности с… двусмысленных речей.
Дескать, …«кадровых чисток не будет», …«27 маршрутов с Нового года ликвидируем», …«ГАЗели» уйдут из центра Омска», …«на компенсацию перевозчикам в бюджете денег»… «не докладывают»…
Возможно, это прозвучит резко на фоне только что состоявшейся «управленческой рокировки» (Маслик, как известно, ушел на место Мартыненко в ПАТП-8), но от перестановки мест таких «слагаемых», похоже, результат не изменится.
Дело в том, что ни одно из этих как бы «программных заявлений» не касается… улучшения работы собственно департамента транспорта!
Возможно, это всего лишь частное мнение, но – пассажира. Как известно, нам, реальным потребителям услуг дептранса, в Омске терять нечего. Так вот, если быть до конца откровенным, то с той командой, которая засела в департаменте транспорта Омска, «кашу не сваришь». Если господин Мартыненко не временщик, а фигура, что-то из себя представляющая, то для позитивного результата в работе ведомства ему срочно нужно расстаться с бессменным первым замом И.А. Кожуховым, с провальной правовой службой, с безнадежным (по факту) отделом контроля. В противном случае карьера нового директора будет недолгой.
Но – яркой!
P.P.P.S.
Картина «масликом». В минувшую пятницу в 9 часов с минутами утра на ООТ «Площадь Ленина»: две «колбасы» маршрута №110 одновременно толкутся вокруг остановки.
Пустые, оттеснившие конкурентов, съевшие забитое до отказа дорожное полотно в центре Омска…
Без комментария…
Александр Грасс