Мы живем в век высоких информационных скоростей и технологий, в век Всемирной Сети; ну и, безусловно, в век бесконечных цитат из интернета, которые в качестве картинок заполоняют все вокруг.
Одна из них открывается словами: «Ты умен, молод, креативен, талантлив, амбициозен, уверен в себе, полон свежих идей?» На самом деле, так может сказать о себе практически каждый студент или выпускник любого, не только омского, вуза, предъявляя будущему работодателю набор подобного рода достоинств.
В ответ хочется задать только один вопрос, которым упомянутая мной открытка и заканчивается: «А делать хоть что-нибудь то ты умеешь?» Выясняется, что – нет. Не научили.
Как же так?
Конечно, я мог бы бросить достаточное количество камней и комков грязи в адрес нашей системы высшего образования. Вспомнить, что оно совершенно оторвано от нужд и потребностей рынка. При этом отдельно подчеркну, что это не вина заведующих кафедрами или деканов – все они находятся сегодня в прокрустовом ложе «отлицензированных» предметов и специальностей с определенным количеством часов.
Кто придумал все эти учебные дисциплины? Особенно эти, мои «любимые» – про этические нормы и кодексы чести пиарщика и журналиста (просто потому, что они давно не работают, а репортер, как известно, это тот, кто в доме повешенного говорит о веревке).
Повторю еще раз: «А судьи кто?» В смысле, кто учителя? Есть на этот счет грустная поговорка о том, что «Кто не может работать, тот идет учить, а тот, кто не может ни учить, ни работать, – руководит теми, кто преподает».
Если после этих заявлений меня окончательно не возненавидело «профсообщество», то я продолжу и сделаю еще один «вброс»: процитирую заместителя министра связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина, который назвал Союз журналистов России (ну и, в принципе, все союзы журналистов) «клубом сбитых летчиков». Что это значит? Только то, что люди, которые в основной своей массе ушли из профессии на пенсию или в профессии не состоялись, проводят семинары, круглые столы, поучают, осуждают, увещевают и т.д. Еще и учат попутно; только чему – мне лично не понятно.
Просто потому, что (по-моему, это очевидно) журналистике, так же, как и пиару, научиться можно только в условиях «суровых реалий», так сказать, «на передовой» информационного фронта; причем – работая круглосуточно.
И не мы это придумали, все это сказано давным-давно за нас. Я, конечно, постараюсь и здесь внести свою лепту: когда на Северном Кавказе я строил медиахолдинг с нуля, то ввел там в обиход фразу (да нет, лозунг!): «Чтобы научиться плавать, надо плавать». И тех, кто сомневался в чем-то, мотивировал – и отправлял на «медиапередовую». Люди шли, набивали шишки – и росли. Правильно говорят: глаза боятся, а руки делают...
Знаете, ключевое здесь слово – «делать». Пахать. От зари до зари, не жалея ни себя, ни окружающих. Моя любимая песня о профессии – старая, советская «Песня журналистов» в исполнении Владимира Трошина. И есть в ней культовые (конечно, прежде всего для газетчиков) строчки: «Снова трое суток не спать, снова трое суток шагать ради нескольких строчек в газете. Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти».
Понимаете?! Хлопоты! Вот и ответ.
Ничего с тех пор не изменилось. Надо работать, «хлопотать», так как без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
А что мы имеем в наличии? «Умных», «креативных», «талантливых», амбициозных, уверенных в себе, «полных свежих идей», молодых людей и девчонок. Ко всему прочему, на каждом шагу они заявляют о том, какие они «красивые, свободные, талантливые, понимающие, сложные, критичные»... И, к сожалению, ничего не умеющие.
И, что самое обидное, ко всему прочему они ничего не «хотящие»!
Не буду голословным. Я преподаю в различных вузах (и в разных регионах) журналистику и PR уже 17 лет. Всегда использовал эту трибуну или кафедру для того, чтобы найти тех, у кого горят глаза, и мобилизовать таких ребят и девчат на те или иные проекты. Практически каждый год это удавалось.
Был период, когда я руководил Новгородским телевидением, по выходным приезжал в Питер и продолжал регулярно вести занятия. И как раз там был очень хороший выпуск, мощный поток креативных ребят, с которыми мы проводили деловые ролевые игры (тогда я даже по этому направлению выпустил учебное пособие «О роли деловых игр в учебной дисциплине»).
Так вот, я собрал их и говорю: «Ребята, девчонки, я перезапускаю региональный телеканал; будет много вакансий, буду там все обновлять, вливать свежую кровь… в общем, поехали!». 90% тех, с кем я говорил, были приезжие, причем из очень обеспеченных северных, «нефтегазовых» регионов. То есть им было все равно, где жить, ничто не связывало из с городом над вольной Невой. И? На предложение поехать делать себе ТВ-карьеру в Новгород не согласился никто!
Ответ был таким: «Сан Саныч! Мы вас любим, уважаем, но лучше мы будем продавцами в магазине, но в Питере, нежели телезвездами в Новгороде». Необъяснимо!
То есть ребята 5 лет тогда учились чему-то для того, чтобы выйти с дипломом и пойти в магазин менеджером, мерчендайзером и я не знаю еще кем – какие есть еще красивые названия для обслуги? Супервайзер?..
Впрочем, есть и совершенно обратная история.
Спустя несколько лет после описываемых событий я отправился на Северный Кавказ. И вот как раз там, где в Карачаево-Черкесии я строил с нуля телеканал «Архыз 24», в качестве хохмы двум своим питерским дипломницам (хотя родом они были не из Санкт-Петербурга) я предложил: «Не хотите преддипломную практику пройти на Кавказе?» Это было исключительно в порядке стеба (хотя, как и в каждой шутке, была в моих словах и доля серьезного).
И что? Они отвечают: «Почему нет?» Взяли машину, загрузили вещи и поехали. Еще раз подчеркну: доехали на своем авто из Питера до Черкесска вдвоем без сопровождения – и, кстати, без приключений.
В итоге и практику прошли, и после защиты диплома вернулись работать. Почему? Да просто потому, что одна стала ведущей новостей, а вторая не только вела погоду (давно об этом мечтала), но и стала автором и редактором собственной туристической программы, которая, между прочим, вышла в финал конкурса «ТЭФИ-регион»...
...Есть такая штука – «эффект низкой базы» (в качестве синонимов – «быстрорастущие рынки», «строительство с нуля» и т.д.). То есть ты приходишь на проект, который строится, и можешь выбрать себе любую позицию. Я уже писал выше про передовую и про «военные условия»; так и есть, все, как на реальном фронте: сегодня ты – младший командир, а через полгода или год – генерал. Если смог проявить себя.
Но, увы, большинство, 90% выпускников ли, студентов ли напрягаться не хотят. Это ключевое, отвратительное, убивающее меня слово – «напрягаться». Второй ли, третий ли курс вуза приходит к тебе на собеседование (при этом мы уже выяснили, что они все «умные, амбициозные», но при этом опыта работы нет и делать ничего не умеют) – и все, приплыли. Первое – безусловно, интересует вопрос высокой зарплаты. Второе – почти все считают, что в восемь-девять вечера работать они не должны, так как у них же еще есть «жизнь», то есть ночной клуб, концерт, «кино-вино-домино» и так далее.
Напрашивается вопрос: почему наша молодежь настолько демотивирована в отношении собственного роста?..
Психология подкачала? Ведь все строится через нее. Для меня журналистика всегда была... неким вирусом – который проникает в человека, подчиняя тебя полностью. И тогда не нужен «надсмотрщик», который гонит тебя – ты сам придешь в субботу на работу, и в воскресенье тоже, будешь копать, ковырять те или иные темы, задавать вопросы – и искать ответы на заданные. Потому что тебе интересно – и то, что ты делаешь, и мир вокруг, и люди в этом мире.
Осталась самая малость – встретить людей, которые смогут тебя этим вирусом «инфицировать». Впрочем, желающих «инфицироваться» тоже с годами становится все меньше...
Сделаю еще одно «лирическое отступление» про образование. Поскольку, как мы выяснили, толковых специалистов, которые могли бы учить (выращивать!) журналистов и пиарщиков в вузах, мягко говоря, мало... приходится нам, работодателям, делать это самим.
И это отдельная песня. Ты должен отобрать человека, который не ставит во главу угла длительность трудового дня, размеры и параметры зарплаты, который готов учиться, «впахивать», осваивать азы профессии, ты вкладываешь в него силы, время, душу... Для того, чтобы через какое-то время этот человек покинул... нет, даже не твою редакцию – Омск. Потому что считает, что «достиг здесь потолка», хотя он даже профессионально еще и на стул толком не сел.
...Добавлю еще из серии «Не могу молчать!». Друзья мои, работы без рутинных неприятных дел не бывает. Приведу пример из спорта; уже много лет все проповедуют «тотальный футбол», давно нет этих «картинок из 60-х», когда вся команда играет на форварда-звезду, а он стоит себе у ворот и ждет, когда ему выкатят мяч для удара по пустым воротам.
Все должны отрабатывать везде – на любой позиции.
И да, ты должен уметь пахать, заниматься в т.ч. и неприятными делами... На работе ведь не платят зарплату за то, что ты просто есть, на работе покупают твой результат и твои навыки. Как мы выяснили, навыков у начинающего нет; значит, надо их приобрести.
Кстати, все ведь придумано было до нас: сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Так было, так есть – и так будет. Всегда.