Предприниматели уверены: их вытеснение с рынка только усугубит уже развивающийся транспортный кризис. (ИЗ ЗАЛА СУДА)
В арбитражном суде Омской области сегодня прошло заседание по иску бизнесмена Владимира Занина к департаменту транспорта городской администрации. Заседание было предварительным, поэтому на его ход не повлияло даже отсутствие ответчика. «Из мэрии почему-то никто не пришёл...», – заметила вслух судья Голобородько и предложила истцу высказаться по сути дела.
Ситуация такова: департамент объявил недействительным договор с Заниным на осуществление в городе пассажирских перевозок, но бизнесмен с этим категорически не согласен. Детали раскрыл юрист Занина Игорь Пилипенко:
– Согласно статье 124-й Гражданского кодекса, муниципальные образования в гражданских отношениях действуют на равных с другими субъектами, – рассказал Пилипенко суду. – Таким образом, истец не находится в подчинении властной структуре. Тем не менее департамент считает договор автоматически расторгнутым через две недели после получения истцом уведомления об этом, то есть нарушает базовые принципы гражданских отношений, хотя обязан действовать добросовестно и разумно.
По мнению истца, аргументы, которыми чиновники обосновывают необходимость расторжения договора, несостоятельны: это ссылка на невыполнение Заниным договорных обязательств с третьей стороной и неубедительные попытки использовать «аналогию норм права». Интересно, что департамент уже предъявил встречный иск, в котором требует признать маршрутные карты в транспорте Занина недействительными, а перевозки соответственно незаконными.
– Такие требования показывают, что у департамента нет логических аргументов, - подытожил Пилипенко.
Занин дополнил выступление своего юриста, сказав, что чиновники не пытались взять у него объяснения по сути своих требований, – они просто расторгли договор в одностороннем порядке. Между тем объяснения были бы даны, причём (как говорит истец) исчерпывающие.
– Согласно этому договору, департамент берёт на себя контроль за перевозками, хотя у него нет такого права, – заявил бизнесмен. – После принятия 220-го закона этот договор должен был быть изменён, но этого не произошло. На самом деле данный договор исчерпал себя: в новом законе вообще ни о каких договорах не говорится. После нового конкурса договоры заключаться не будут. Поэтому расторжение моего договора не ведёт автоматически к аннулированию маршрутных карт
По мнению Занина, результатом такой деятельности департамента станут сокращение рабочих мест и углубление транспортного кризиса, причём в самое неподходящее время года.
Судья, похоже, настроена в пользу истца:
– Если всё будет нормально (а я думаю, что всё будет нормально), – рассказала она, завершая сегодняшнюю встречу, – я постараюсь вынести решение уже на следующем заседании.
Произойдёт это 30 ноября. Уже за пределами кабинета судьи Занин постарался подробнее раскрыть своё видение ситуации.
– Департамент сейчас считает, что у него есть право нам доказывать, что у нас права нет! Причём посмотрите, как он действует: я в 2013-м году оформил все документы на 6 лет. До 19-го года могу работать. Сейчас я вложил деньги, обновил транспорт, купил ридеры и так далее, а мне говорят без объяснений: «Договор расторгнут!». Они выдавали разрешения в апреле, получается, зная, что в июле выйдет новый закон, и уже имея список тех перевозчиков, договоры с которыми будут расторгать. То есть, условно говоря, человек берёт лицензию, выходит из кабинета, – а на его почтовый адрес уже отправляют уведомление о расторжении. Это ведь вероломство!
По мнению бизнесмена, такая деятельность чиновников не только незаконна, но и явно вредна для города:
– Они говорят, что сейчас сократят эти 27 маршрутов, чтобы убрать дублирующие. Но по факту получается, что дополнительный городской транспорт по этим маршрутам не пойдёт! А что будет, если в январе, когда не выйдет этот частный транспорт, не выйдет и городской? Мы получим очередной коллапс.
С точки зрения Занина, городские чиновники пытаются грубыми методами убрать с рынка ряд игроков, не предлагая ничего взамен, не имея чёткого целеполагания и не проводя предварительных исследований. Последствия для транспортной сферы и для всех омичей могут оказаться весьма неприятными. Напомним: в Горсовете уже не первый день активно обсуждается транспортная тема, но многие депутаты обвиняют главу соответствующего ведомства Маслика в том, что он не решает проблему радикально – например, не убирает все «дублирующие» маршруты, чтобы расчистить поле работы для муниципалов. Последние требуют повысить им тарифы на 30-50% и, видимо, рассчитывают, что областные власти найдут деньги на выросшие компенсации. У города денег на это точно нет.