До этой крайности депутатов довело обсуждение проблем пассажирских перевозок.
Сегодня в Омском горсовете прошло заседание комитета по финансово-бюджетным вопросам. Центральной темой стало финансовое состояние муниципальных транспортных предприятий, которое в очередной раз дало повод для бурного обсуждения.
Началось с доклада главы профильного департамента мэрии Виталия Маслика. Чиновник не сказал ничего нового: «Пассажиропоток уменьшился, из-за неправильного тарифообразования выросли долги, городские ПАТП продолжают работать в убыток. За 9 месяцев этого года они потеряли в общей сложности 42 миллиона рублей, хотя тарифы сейчас действуют «достаточно адекватные». При этом удалось сократить расходы на 47 миллионов, а в начале года частников уберут с 27 маршрутов, что должно улучшить ситуацию». Насколько существенным должно быть улучшение, выяснить не удалось. При этом долги к концу года составят 400 миллионов рублей.
Депутатов этот доклад явно не удовлетворил. Геннадий Дроздов начал задавать вопросы:
– А почему у нас сложилась такая плачевная ситуация? Как из неё выйти?
– Давайте я расскажу немножко истории... – начал было Маслик, но Дроздов тут же его перебил:
– Не надо истории. Лучше ответьте на мои вопросы.
Глава департамента настаивал:
– Это будет совсем недолго.
– Виталий Николаевич, правда, давайте лучше без истории, – попросил председательствовавший на комитете Юрий Федотов.
Маслику пришлось уступить. Он опять начал говорить о хронической недофинансированности и о том, что парки вынуждены снимать производственную нагрузку. В результате автобусов становится меньше, доходов меньше, а долги растут. Дроздов, настаивавший на том, что это только следствие, так и не смог добиться ответа, который бы его удовлетворил.
Депутат Иван Ивченко решил выяснить, какой процент всех пассажирских перевозок приходится сейчас на муниципалов. Оказалось, что это 30-35%. В 2013 году было 50 на 50, а в следующем году будет процентов 25-30, так что негативная динамика сохраняется. При этом максимально быстрое падение показателей демонстрирует ПАТП №4 (оно же просит и максимально высокий тариф).
– Это связано со страшной аварией, произошедшей в прошлом году, – объяснил Маслик. – Там была и осталась самая низкая укомплектованность водителями.
Проблему технической базы поднял Леонид Михайленко:
– Рост тарифов шёл под предлогом, что необходимо обновлять подвижной состав. Но мы видим, что никакого обновления не было, а эти деньги остаются в тарифе. Сейчас вы нам говорите, что износ техники около 95%. Как эта ситуация могла возникнуть?
Маслик ответил категорично:
– Никогда я не говорил, что эти деньги включаются в тариф ради обновления подвижного состава!
– Так было, я помню! – не согласился Михайленко.
– Нет, не было!
Стороны «дискуссии» к общему мнению так и не пришли.
Интересно, что по ещё одной важной теме депутаты и глава департамента не поняли друг друга. Вячеслав Васильев попытался выяснить, как принималось решение о том, чтобы включить всех частных перевозчиков в список с нерегулируемым тарифом. Маслик на это ответил, что в списке такие перевозчики оказались, потому что они не получают субсидии. Но почему они не получают субсидии, чиновник рассказать не смог или просто так и не понял вопроса.
Подводя итоги, можно уверенно сказать, что взаимопонимание между сторонами диалога не возникло. Маслик в очередной раз повторил всем известные вещи о том, что транспорту нужны деньги, а депутаты не увидели в действиях департамента реального стремления повысить эффективность и решить проблему. При этом понятно, что денег в любом случае нет. В результате Юрий Федотов дал такую эмоциональную оценку ситуации:
– Вся система прогнила и поражена. Я понял, что город не управляет транспортом. Департамент надо разогнать весь – он обслуживает частных перевозчиков.
Интересно, что в своём интервью уже после заседания комитета Маслик снова ушёл от прямого ответа на вопрос: «Какие пути выхода из кризиса вы видите?» Его рассказ на эту тему начинался со слов «Я надеюсь...».