Из всех грандиозных юбилейных планов к 300-летию Омска единственным реализованным стала реконструкция Любинского проспекта. (Канализационный коллектор и другие подобные юбилейные мероприятия я в счет не беру.)
Улица и прилегающие скверы преобразились кардинально. Омичи еще не совсем привыкли к их новому виду. Ведь городской среды такого качества в Омске еще не было, за исключением ул. Валиханова. Мы привыкли к заросшим, немного запущенным скверам, асфальтовым или плиточным тротуарам, неброским фонарям... Сейчас нас этого лишили: скверы причесали и «побрили», дорожки заковали в гранит, поставили столичные фонари. Вид улицы действительно стал столичным и парадным. Сработали по-честному, иногда даже чересчур. Но будет ли новый облик мил сердцу омичей?
Я был причастен к реставрации памятников на Любинском. Считаю, что эта часть работы для Омска наиболее важная, потому что скверы периодически меняют свой облик, а исторические здания остаются. Именно они формируют образ улицы, а скверы являются «оправой» для памятников. И многие старые задумки при реставрации памятников удалось реализовать. Правда, не все.
Главным мировоззренческим прорывом, на мой взгляд, стало возвращение на улицу цвета. Жалею, что в этом мы так и не нашли единодушия с академиком Каримовым. Ведь независимо от вкусов полихромное решение фасадов улицы исторически достоверно. Ансамбль формировался в течение полувека и за это время неоднократно изменялся. Поэтому восстановить первоначальное достоверное цветовое решение фасадов невозможно. Восстановлен только принцип полихромности, а насколько удачно цветовое решение улицы – судить омичам.
Мы принципиально не брали на себя единоличное решение и советовались с ведущими омскими архитекторами, чтобы подобрать глубокие сложные цвета и увязать колорит всего ансамбля. Особенно нам помогли О.Р. Кулагина, Н.П. Шалмин, С.П. Кочергин и др. Единственным исторически бесспорным цветовым решением был возврат к краснокирпичному решению фасадов Московских торговых рядов (Ленина, 14). Хотя омичи не помнят их в таком виде. Высказывалось опасение, что это огромное здание (длина 102 м), будучи единственным краснокирпичным на улице, подавит собой весь ансамбль. Но мы рискнули, и я уверен – не ошиблись.
Цветом выделили не только каждое здание. Оттенками цвета выделили композиционную структуру фасадов и очереди строительства зданий.
Следующими масштабными задачами были восполнение утрат и исправление ошибок. До революции дома были намного наряднее. Почти везде были вазоны, балюстрады и другой декор. Было множество кованых деталей. Балконы утратили. Но самой значительной утратой стала башня с лантерной над балконом дома №13. Ее разобрали в начале 20-х годов по чисто техническим причинам: конструкция была деревянной и успела обветшать. С одной стороны, была разруха после Гражданской войны, с другой стороны, дом национализировали, и пролетариям был не нужен купеческий декор. Но еще сохранялась старая архитектурная школа, и после разбора башни этот участок фасада стилизовали под соседний дом. С тех пор прошло более 90 лет, и нам пришлось доказывать, что башня была разобрана позже реконструкции левого крыла дома, поэтому есть бесспорное основание для ее восстановления.
Мне посчастливилось лично восстанавливать декор башни. В этом мне помогло неожиданное открытие. Когда разбирали стену, обнаружили многие детали декора башни. Не известно, оставили это послание из 20-х годов сознательно или просто поленились «выбросить мусор», но, пролежав в стене более 90 лет, некоторые детали послужили образцами для воссоздания, а некоторые даже прямо в подлиннике встали на место.
Мы не стали повторять ошибки предков. Башня построена на металлокаркасе. Лантерна отлита из монолитного железобетона. Так что на сей раз на века. И еще, исторически башня была декоративной. Но в изначальном смысле лантерна – это фонарь, она служит для верхнего освещения помещения. Мы сделали ее функциональной, она освещает помещение башни. И в нижнем ярусе башни есть окно. В планах владельца дома сделать там кабинет со световым фонарем в куполе.
Лантерна из монолитного железобетона
Я уже говорил, что ансамбль формировался долго, и многие дома перестраивались. Но если до революции это делали тактично, то в советское время не церемонились. В основном это касается растески окон на первом этаже. В 19 веке окна первых этажей были такие же маленькие, как и на вторых. Но в начале 20 века в моду вошли большие витрины. На более поздних зданиях витрины делали сразу. Это было шиком. Наиболее здесь преуспели Овсянниковы-Ганшины (Ленина, 12). Правда сейчас эти витрины доломали. А тогда цельное стекло площадью 10 кв. м было достижением прогресса и казалось фантастикой. Владельцы старых купеческих домов стремились тоже угнаться за модой. В советское время эта тенденция только усилилась. На доме №9 в растеске витрин перерубили лопатку левого ризалита так, что она визуально и буквально повисла в воздухе. С помощью архитектора А.В. Бегуна мы убедили владельца исправить эту вопиющую ошибку.
Еще одной значимой задачей было завершение отделки фасадов драмтеатра. Его последняя пристройка изначально была «декорационным сараем». С тех пор многое изменилось. Пристройка стала Малой сценой, а фасад так и остался, как у сарая. Нам нужно было все фасады привести к единому ансамблю. Поскольку фасад пристройки изначально не был на это рассчитан, пришлось преодолевать технические трудности.
Большую часть из задуманного удалось восстановить, но остались не восстановлены кованые решетки, ажурные водостоки, часть лепных деталей.
В последний момент волевым решением власти удалось обязать владельцев починить крыши, иначе ремонт фасадов не имеет смысла. Но местами остались непокрытыми межэтажные карнизы, подоконные пояса. Так и не восстановлен металлический декор на часовой башне, и я с опаской прохожу мимо нее.
Что дальше? Насколько реконструкция и новый облик вдохнут жизнь в Любинский проспект? Вывесок «аренда» стало поменьше, но по-прежнему многие помещения пустуют. Сейчас на Любинский хлынул общепит. Я считаю это очередным перекосом.
Нужно понимать, зачем омичи приходят на Любинский проспект. Наверное, не только потусоваться или поесть. Чем разнообразнее будет наполнение, тем более широкому кругу горожан будет интересно это пространство. Нужно в полной мере использовать его потенциал с учетом того, что есть только здесь. Это дух старого города с притягательной, комфортной, соразмерной человеку исторической средой, в которой можно отдыхать душой, которая не давит безликими серыми громадами из стекла и бетона. Здесь глаз отдыхает, разглядывая затейливые узоры фасадов, здесь есть пища сердцу и уму, человек успокаивается, погружаясь в пространство маленьких двориков. Этот потенциал до конца не выявлен и не раскрыт.
Большинство дворов запущено и не является общественными пространствами, а на задворках зияют пустыри. Неслучайно на ул. Бударина долгие годы ничего не происходит, историческая среда отторгает все чуждое, не свойственное ей. Чтобы Любинский был притягателен, на нем, кроме дорогих бутиков, ресторанов, ювелирных магазинов, должны быть художественные салоны, выставочные залы (они есть, но не помешают еще). Должны быть мастерские художников и ремесленников, антикварные лавки, студии и клубы по интересам. Здесь должны быть представлены омские бренды. Заведения должны быть разных ценовых категорий и рассчитаны на разный круг потребителей.
Насколько это реализуемо, сказать трудно. Заведения, выполняющие какую-либо социальную функцию, как правило, мало прибыльны, а владельцы помещений заинтересованы в максимальной прибыли. Они ждут богатых арендаторов, а помещения тем временем пустуют, народ на Любинский не ходит. Богатые арендаторы торгуют дорогими товарами для очень узкого круга. Массовый потребитель в такие заведения не ходит. На улице пусто и скучно. Но я отношусь к этому философски.
Когда пересматриваешь старые фотографии, видишь – чего только на Любинском не было! И первая аптека, и первый автомобильный магазин. Сейчас смена вывесок стала особенно динамичной, не пошло дело – закрылись. Плохо, что в этом калейдоскопе не создаются традиции. Нельзя сказать, что в ресторане кто-то известный побывал лет 50 назад.
Как бы ни менялись вывески, главной визитной карточкой остается сам Любинский проспект. За последние 100 лет он, к счастью, мало изменился. Проспект остается по-прежнему узнаваем для многих поколений омичей. В изменчивой жизни должны быть места, которые создают уют памяти.
Я хожу на Любинский проспект, помимо профессиональной деятельности, не за покупками и не за едой. Я окунаюсь здесь в атмосферу старого города, неиспорченную, по достоинству оцененную, не устаревшую, не изжившую себя, по-прежнему притягательную, востребованную. Я восстанавливаю здесь силы, заряжаясь энергией, которая накопилась в этом пространстве с основания города.
Будут меняться вывески, вырастать и умирать деревья, меняться поколения омичей, а Любинский проспект всегда останется с Омском.
ул. Ленина, 14