В преддверии холодов полиция и Центр социальной адаптации пытаются спасти бродяг от обморожений.
В Омске стартовал первый этап акции «Милосердие», целью которого является предотвращение бродяжничества, предупреждение обморожений среди бездомных в зимнее время.
Акция организована Центром социальной адаптации, работающим под эгидой Минтруда, совместно с УМВД России по Омской области, а также министерством здравоохранения.
Расположен по адресу ул. Семиреченская, 132А
Уже вчера представители Горьковского района привезли в Центр двух граждан без определенного места жительства, которые остались без крыши над головой.
«Изначально мы их покормили, дали горячий обед, – рассказывает Шолпан Маликова, заместитель директора центра социальной адаптации. – Затем предложили им принять душ, пройти санитарно-гигиеническую обработку и получить теплые вещи, которые приносят к нам неравнодушные люди».
Шолпан Маликова, заместитель директора
Сегодня утром в течение нескольких часов сотрудники полиции собирали нуждающихся в помощи граждан на вокзале и в других местах скопления бродяг.
Ближе к обеду микроавтобус с надписью «Полиция» доставил «десант» к Центру социальной адаптации. Из «ГАЗели» появилась разношерстная группа людей. Некоторые выглядели как классические бездомные – грязь, поношенная одежда, спутанные волосы, бесформенные сумки, кто-то был откровенно пьян, а также поучаствовал в драке...
Социально незащищенные граждане всех возрастов прибыли сегодня в Центр
Некоторые граждане выглядели вполне прилично и во всеуслышание ворчали что-то вроде «Ну напился, ну уснул на улице, подумаешь! Что ж теперь сразу сюда!».
Покинув «ГАЗель», вся эта пестрая компания в едином порыве устремилась к теплотрассе, заявив стражам порядка: «Погоди начальник, сперва покурим!». Поглядев им вслед, «начальник» тоже закурил и отправился бдить за своими подопечными.
Словно по иронии судьбы, у входа в Центр располагается обширная теплотрасса
После перекура нуждающиеся в помощи и случайные «гости» отправились в приемный покой Центра. Там все проходят одни и те же процедуры: их фотографировали, записали имена и другие личные данные, затем направили на дезинфекцию.
Некоторые после регистрации бежали прочь, утверждая, что лучшая «помощь» для них сейчас – позволить оказаться как можно дальше от Центра. Судя по всему, это были как раз любители напиться и поспать на улице.
Остальных проводили в процедурный кабинет для осмотра на педикулез и другие кожные заболевания. Одежду, в которой прибыли, бездомные сдают сотрудникам Центра для дезинфекции: сначала ее замачивают в особом обеззараживающем растворе, затем обрабатывают горячим паром, чтобы вывести даже самых живучих вшей.
Одежду граждан медсестры отправляют в клеенчатые мешки и на обработку
Взамен постояльцам выдали местную одежду – разноцветные пижамы в полоску, горошек и даже «огурец».
Каждый сантиметр приемного покоя и санитарной зоны постоянно дезинфицируется: марширующих стройной колонной вшей мы, к счастью, так и не увидели
Далее желающие получить помощь направляются в душ, а затем их кормят. Из прибывших на обед решили остаться 13 человек. В меню – суп, пшенная каша, чай. Без изысков, но порции большие, и все горячее.
Посуда в столовой в основном пластиковая, а на обеде большинство сидящих за столами – пожилые люди
«Я себе сам горчицу покупаю! И соусы! А тут одна баланда, в тюрьме меня лучше кормили!» – ворчит один из постоянных обитателей Центра, освободившийся из мест не столь отдаленных в 2012 году.
«Ничего особенного, сыты и ладно», – лаконично комментирует другой постоялец, явно с сарказмом, возмущение своего соседа.
Обедом «программа минимум» для новоприбывших в Центр завершается. Далее они либо могут покинуть центр, получив теплые вещи, либо остаться в нем на некоторое время – здесь помогают с восстановлением документов, поиском работы и нового места жительства, прохождением нужного лечения, например от запоя.
В ожидании помощи
Некоторые буквально живут в Центре в ожидании восстановления паспорта или перевода в специализированные интернаты для бездомных. Другие находятся на 12-часовом пребывании, то есть ночуют в Центре, а днем занимаются своими делами, например работают.
Медперсонал
Обстановка и расписание здесь похожи на больницу или летний лагерь: завтрак, обед, ужин по расписанию, стирка вещей тоже по расписанию, культурные мероприятия полагаются постояльцам по закону. В коридоре есть даже фортепиано.
Комната отдыха
«Некоторые на нем играют», – говорит Шолпан Каббасовна о своих подопечных.
К счастью или к сожалению, но мебель и ремонт здесь на порядок лучше, чем во многих городских больницах. То же самое можно сказать о чистоте и порядке – комнаты и коридоры буквально вылизаны. После созерцания контингента в приемном покое ожидаешь везде увидеть те же бесформенные сумки, бутылки, фуфайки, но они на глаза не попадаются.
По словам руководства, в Центре более ста койкомест, далеко не все бездомные и потерянные в жизни личности стремятся их занимать. И только когда ударяет мороз, в Центре случается настоящий аншлаг – занимают все, даже резервные кровати.