Под крылом Омской юридической академии прошла конференция, посвященная будущему отечественной судебной системы.

На излете прошлой недели в Омске собралось больше двух десятков судей и ученых-юристов из европейских и азиатских стран. Целью их визита была организованная Омской юридической академией конференция «Административные процедуры: сравнительно-правовой аспект».

О серьезных вещах, скрывающихся за этим непростым названием, мы поговорили с Кристофером Торнхиллом, профессором публичного и административного права в университете Манчестера.

– Тема конференции звучит достаточно абстрактно. Скажите, в чем ее практическое значение? Что побудило вас проделать этот достаточно неблизкий путь и прибыть в Омск?

– С практической точки зрения административные процедуры являются важнейшим элементом правового государства. Это один из ключевых индикаторов качества демократии в стране, ведь именно административное право определяет порядок взаимодействия между гражданином и государством в том месте, где их интересы входят в контакт.

Мы с коллегами исследуем этот важный аспект, изучаем состояние административного права в разных странах. Развитие законодательства, взаимоотношения между административным правом и конституцией. В проекте принимают участие ученые из разных стран, а сам он щедро финансируется Европейским исследовательским советом.

– Что вы можете сказать о ситуации с административным правом в России?

- Последние достижения России (в 2015-м был принят Кодекс об административном судопроизводстве – прим. БК55) в этой области очень интересны и важны для нас. Однако стоит отметить, что наши с вами «нулевые уровни» были совершенно разными. К моменту начала преобразований в 90-х институциональная система российского общества была очень слабой, в то время как в Европе соответствующие отрасли права развивались столетиями. Потому сравнение с Европой в этой области не очень помогает. Гораздо удобнее сопоставлять Россию со странами Латинской Америки. Не в экономическом плане, конечно же, здесь различия очень велики – а в сфере масштаба конституционных преобразований за последние 20 лет.

И в таком разрезе ситуация в вашей стране кажется мне благоприятной. Судебная правовая реформа, проведенная в начале двухтысячных, стала частью масштабных институциональных преобразований. И в целом, на наш взгляд, была успешной: привела к серьезным трансформациям внутри институтов власти, а также в их отношениях друг с другом и с обществом в целом.

- Одним из последних нововведений является усложнение подачи административного иска рядовыми гражданами. Вести их дело в суде теперь имеет право только представитель с высшим юридическим образованием. Как обстоят с этим дела у вас на родине?

– В Великобритании считается, что обращение в суд против государства – это крайняя мера. Последняя инстанция. До того конфликт пытаются разрешить неформально. На уровне самих государственных органов, обращаясь в специальные административные трибуналы. Эта система позволяет решить большинство вопросов, не доводя их до суда.

Обращение же в суд с иском против госорганов – это дорого, очень дорого. Стоимость подачи иска достигает 10000 фунтов стерлингов, потому частные лица стараются сперва сначала найти финансирование. Обычно за финансовой и правовой поддержкой по таким делам граждане обращаются в специализированные общественные организации. В ряде случаев такую помощь могут оказывать неправительственные правозащитные организации.  

– А по каким вопросам британцы чаще всего судятся с государством?

– Сейчас одна из главных тем – иски, связанные с миграцией. Важное место занимают также дела о нарушении государством права на частную жизнь, обычно – в целях обеспечения безопасности. Эти две категории дел наиболее часты и наиболее противоречивы. Наши органы власти наделены большим объемом дискреционных полномочий, то есть многие вопросы могут решать самостоятельно, без оглядки на жесткие инструкции или регламенты. Фактически в таких делах определяется степень допустимого влияния государственной власти на общественные отношения.