Продолжают муссироваться слухи о возможной отставке главы регионального УМВД Юрия Томчака. Мнения экспертов БК55 о вероятности данного исхода, равно как и оценки работы главного омского полицейского, разошлись полярно.
На днях в одном из омских СМИ вновь был опубликован «инсайд» об отставке генерала Томчака – на этот раз уже будто бы даже почти состоявшейся: начальник УМВД и полковник Вячеслав Крючков, последние полгода пребывавший в статусе и.о. его зама, по данным издания, написали рапорты.
На просьбу БК55 прокомментировать эту информацию замначальника отдела информации и общественных связей областного УМВД Алексей Командыков заявил, что слухи он не комментирует, а вся достоверная информация о составе руководства управления находится на его сайте.
На 55.mvd.ru Юрий Иосифович Томчак по-прежнему значится начальником УМВД, а вот по г-ну Крючкову – едва ли не единственному «стопроцентному человеку Томчака», работавшему с ним еще в Кабардино-Балкарии, – картина неоднозначная. Полковник фигурирует, например, в графике приема граждан на май как исполняющий обязанности заместителя начальника, но при этом отсутствует в разделе «Руководство».
По данным наших информаторов, Крючков действительно написал рапорт о переводе – в Академию МВД в Москве начальником кафедры оперативно-разыскной деятельности. Этот рапорт сейчас якобы рассматривается, окончательное решение еще не принято.
Если перевод произойдет, он явно будет понижением в статусе, а значит, рапорт подан не от хорошей жизни. Напомним, уже всплывала информация, будто бы какие-то показания на Крючкова и его подшефного, начальника УЭБ и ПК Александра Карасева, выжимали из задержанного по делу Мацелевича риэлтора Владислава Эйснера (по некоторым данным, глава АН «Белый свет» сейчас проходит психиатрическую экспертизу).
Вероятно, Крючков ожидает, что в случае ухода он станет менее интересен, и на Эйснера станут меньше давить в данном направлении «разработки». Если же из риэлтора смогут «вытрясти» показания – полицейского могут и задержать (то, что порой для такого хватает показаний одного человека, доказывает, например, дело начальника УЭБ и ПК Томского УМВД Константина Савченко, задержанного не так давно якобы за взятку).
Вероятный уход лояльного и.о. замначальника, понятно, еще больше ослабит позиции самого генерала, которому уже практически не на кого опираться. Именно на это обстоятельство указывают те наши эксперты, которые считают вероятной отставку Томчака. Сейчас в разделе «Руководство» у него числится всего один заместитель, начальник следственного управления Любовь Аксенова, – такого нет больше ни в одном регионе Сибири. Уже уходящий, видимо, Крючков только прошлой осенью был призван заменить Валерия Борисова, подавшего в отставку после представления о неполном служебном соответствии. Ринат Нургалиев был уволен с позором. Главный финансист Ирина Старовикова – в СИЗО. Руководивший тылом Александр Беккер хоть и не стал обвиняемым по делу Старовиковой (по официальным данным СКР, он сейчас проходит как свидетель), но высокого поста тоже лишился. У бывшего начальника отдела капитального строительства Николая Гробова были обыски...
Говорят, побывавшая в начале марта в регионе московская комиссия ехала с уже явным намерением «снимать Томчака», последней каплей, переполнившей чашу, должен был стать приговор Сергею Клевакину. Но неожиданно он оказался оправдательным – и глава УМВД тогда усидел в своем кресле. Есть предположение, что для принятия этого спасительного вердикта будто бы были подключены какие-то лоббистские ресурсы на высоком уровне. Отмечают, что оправдание Клевакина было выгодно не только Томчаку, но и начальнику вынесшего приговор человека в мантии – главе облсуда Владимиру Ярковому.
Яркового, по мнению наблюдателей, Томчак вполне устраивает, в отличие от, например, его противников из «клана бывших» во главе с Виктором Камерцелем, которым приписывают намерение усадить в кресло главы УМВД главного томского полицейского Игоря Митрофанова (у главы облсуда на «камерцелевских» вроде бы свой «зуб» – в том числе и их, по некоторым данным, Владимир Алексеевич считает причастными к появлению нашумевшего в свое время «банного видео»). При этом в хозяйстве Яркового свои проблемы – сначала скандал с судьей в отставке Натальей Вовченко, будто бы нахимичившей с материнским капиталом, а затем дело Сергея Москаленко. Говорят, если Москаленко осудят, шансы главы облсуда пройти переназначение на новый срок будут минимальными. Но оправдательный приговор Клевакину, по мнению одного из экспертов, закладывает базу и под оправдание Москаленко. Аналогии – и в том, и в другом деле нет прямых доказательств вины. Причем у Москаленко в этом смысле ситуация даже лучше – против Клевакина говорил бизнесмен Медведовский, а против Москаленко сказать что-то уже как бы и некому. Так что очень многие сейчас ждут результатов апелляции – устоит ли сенсационный приговор Клевакину.
Мнения опрошенных БК55 экспертов по вопросу, пойдет ли региону на пользу предрекаемая отставка Томчака, разошлись довольно сильно. Его противники указывают на вышеописанный бардак в верхушке УМВД (хотя большая часть замов досталась Юрию Иосифовичу по наследству как раз от Камерцеля и, например, дело той же Старовиковой, по неофициальной информации, тянется еще с его времен; есть версия даже, что именно люди этого клана как раз и слили то, что им было давно известно). Также они напоминают о якобы уже объявленном ему еще в прошлом году неполном служебном соответствии. Кроме того, злые языки вспоминают, что странным образом с приходом Томчака «левая» водка из Кабардино-Балкарии стала вытеснять с черного рынка казахстанскую.
Сторонники же генерала отмечают его равноудаленность, принципиальность по важным делам, затрагивающим властную верхушку (типа мошенничества в «Омской топливной компании»), отсутствие личных бизнес-интересов.
При этом и те, и другие негативно относятся к теоретически возможной замене его на представителя активизировавшихся в последнее время «камерцелевских» – уж лучше «варяг».
В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.