Директор рынка «Южный» Александр Антонов не был удивлен, когда без предварительной договоренности мы постучали в двери его кабинета. В беседе не отказал. Её основная тема для бизнесмена неожиданностью тоже не стала.

– Александр Васильевич, мы у вас в связи с тем, что неподалеку открывается второй «Леруа Мерлен»…
– Конечно, мы слышали об этом. Сразу скажу: нам это очень сильно помешает. Поскольку бываю в «Леруа», их ассортимент знаю. У нас товар сходный. Можем потерять половину торговых мест. Когда открылся первый «Бауцентр», у нас два месяца было тихо. К ним текла людская река, а у нас никого не было. Потом люди вернулись… А это, заметьте, далеко от нас. Ударило не только по нам, но и по Черлакскому рынку, по всей торговле. Кроме того, здесь «Победа», «Магнит», «Лента» и «Метро». Четыре здоровых гипермаркета. Уже сейчас проехать невозможно: один виадук, который не решает проблему. А если будет «Леруа», вообще не проедешь…

– Насколько известно, с французской сетью у вас пересечение не по всем категориям: брус, срубы – этого у них нет.
– Да, лесом в больших масштабах они не торгуют. Нет у них каких-то крупногабаритных товаров, например чугунных печей. Но есть светотехника, краски, обои, плитка и многое другое. Перекрывают по ассортименту процентов на 80. И столярка: погонаж, плинтусы, бруски – у них есть. Что-то дороже, чем у нас, но тем не менее. Люди туда едут, привлеченные другим форматом торговли. Под эгидой того, что надо привлекать финансы, запуская сюда таких инвесторов, наши власти убивают мелкий бизнес.

– Сколько у вас здесь сегодня ­предпринимателей?
– Около 600. Вот триста от нас уйдут… Да пусть даже двести! У каждого здесь есть работники: продавцы, грузчики. У каждого! И примерно тысяча человек останется без заработка.

– Куда они уйдут, как вы думаете?
– Куда? (Разводит руками.) В народное хозяйство, куда еще… Здесь «Леруа», там «Леруа», тут «Бауцентр»… «ОБИ» еще. А у нас омичи, которые платят здесь налоги, создают рабочие места. У нас и так регион депрессивный… Давайте его добьем!

– Среди арендаторов много омских производителей?
– Самих производителей практически нет, у нас предприятия, имеющие договоры с производителями. По лесу, пиломатериалам у них договоры с лес­промхозами. Есть местный «Большой дом древесины», есть «Ангарский лес» – из Иркутска возят, получается дешевле, чем в Омске. Но древесина – это одна тысячная из того, что у нас есть. В основном, конечно, обои, кафель, двери… Одних этих дверей только 18 магазинов! Но люди-то будут в «Леруа» ходить.

– Продавцы в голос говорят: народ идет за ценой, качество сегодня ­вторично.
– «Леруа» может начать демпинговать. Они могут это себе позволить. А у нас цены на пределе. Продавцы и так снижают, как могут, скидки делают. Разговаривают с каждым конкретным покупателем, убеждают, работают персонально. А глобальные сети, тем более иностранные, всё это легко убивают «легким движением руки». Получают прибыль и отправляют её из региона. Здесь ничего не остается. Такое «привлечение инвестиций» выливается в убийство торговых и рабочих мест и потерю ­налогоплательщиков.

– Какой процент торговой площади сейчас занят на «Южном»?
– Примерно 80 процентов.

– 80 процентов? Сейчас прошла по первому павильону, там «жив» только первый этаж, второй и третий пустуют…
– У нас сейчас семь павильонов плюс открытая площадка, которая начинает работать в полную силу летом. Там лес, кирпичи, плитка. Хоть сейчас и тяжело, но мы делаем скидки на аренду, даем отсрочки по платежам. Первый павильон не показатель. Мы сами сделали ошибку, построив три этажа...

– Мне сказали, что там был музей кирпича.
– Он там и есть…

Входит Григорий Яковлевич Шаевич, главный конструктор Института новых технологий и автоматизации промышленности, строительства и материалов (ИНТАСтрой). Сорок лет назад у группы молодых исследователей возникла идея создать автоматизированный завод по производству керамического кирпича, и в итоге возник целый ­институт.

– Вот, кстати, Гриша, расскажи про ­музей!

– Там вся история кирпича! – увлеченно начинает говорить Шаевич. – Около 500 экспонатов, экспозиция с фотографиями. Можно увидеть, как омские дореволюционные производители молоточками клеймили кирпичи. Переписываемся с другими музеями, обмениваемся фондами. Там уникальные ­вещи!.. Есть люди, которые диссертации делали в этом музее!

– Человек должен любить и понимать кирпич не только, когда он ему на голову падает, а когда он его создает, – улыбается Антонов.

– Какие годы для «Южного» были самыми лучшими?
– До 2008 года было хорошо. Пустых мест не было. Пережили кризис ­2009-го, снова начали набирать обороты… Но с октября прошлого года предприниматели стали жаловаться на падение спроса. Это сезонное, конечно, в октябре и марте всегда падение. Но сейчас оно выше, чем обычно, и на сего­дняшний день улучшения почти нет. Это же особенности менталитета: если тебе отовсюду говорят про кризис, постоянно намекают, что завтра будет хуже, чем сегодня, возникает желание деньги припрятать в кубышечку, покупать только соль, спички, керосин. В общем, стало хуже. И не только у нас: я ведь общаюсь с руководителями и с других рынков. ­Также езжу и в «Кастораму», и в «ОБИ», и в «Леруа». У них проблем нет – по крайней мере, они не видны. Там один хозяин, одна территория, её заполняют… Причем, то, что в позапрошлом году можно было сделать за два евро, сейчас можно за один. Вот они и строят ­магазин.

Антонов делает паузу, отводит взгляд, смотрит в окно на свою строительную вотчину. Вздыхает.

– Задушат, конечно! Пока об этом ничего не говорится. Когда им отвели место в Амуре, мы вздохнули с облегчением, но, видимо, преждевременно. Сейчас мы узнали, что они тянут сюда линию… Это очень серьезные деньги. Насколько я знаю, компания нашего депутата ­Кокорина взялась за эту стройку. Видимо, все серьезно: в сомнительные финансовые аферы Валерий ­Михайлович не будет вписываться…

– А что скажете про черлакскую оптовку?
– Продуктовая её часть – это ­маленький Узбекистан, там целый ­город. А на строительной там торгуют лесом, цементом. Узбеки привезли помидоры, продали, обратно загрузили стройматериалы. Там сложившиеся связи. Но и их «Леруа» заденет. Часть людей все равно оттянет. Ухудшения обязательно будут. Обидно, что цены-то там, в сетях, в основном такие же…

– Вы что-нибудь собираетесь ­делать?
– А что мы можем?

– Вы же входите в Союз ­предпринимателей?
– Да. Но мы не обращались пока. Фактов проверенных нет. С чем идти? Да и смысл? Пообсуждать-то там можно, а решение какое может быть?.. Ведь и в городской администрации якобы ничего не знают, в областной не знают… Министр строительства новый не знает. Достоверной информации нет: складывается ощущение, что местные власти что-то скрывают.

– А напрямую к Гребенщикову?
– Ему совершенно не до этого, вы же знаете… Скандал с топливной компанией и прочее, трясут со всех сторон. Сейчас можно идти только к ­Максиму Михайленко, новому министру строительства. Мой товарищ с ним разговаривал. Тот ничего не знает, говорит, что это городская ответственность. Вообще сложно разобраться, откуда дымок тянется. Интрига такая… Но это же не детский теремок!

– Есть, по вашему мнению, в городе или области человек, который может сказать: «Не нужен нам здесь второй «Леруа». Сюда мы его не пустим»?
– По-моему, у нас такого человека нет. Назаров?.. Это якобы дело города. У ­Двораковского дороги сыпятся… Остальным не до этого. Эта политика ведет к тому, что город стал депрессивным, и чем дальше, тем хуже. Ну куда вот всех этих людей, грузчиков, продавцов, да и предпринимателей, у них же семьи… Куда они пойдут? У нас что, заводы заработали? Да и на завод пойти не каждый сможет. Ладно я, инженер-металлург, могу в любом цехе работать. А молодежь? Здесь у нас и сварщики, и электрики есть. У нас же и институт, и экспериментальный заводик, кирпич пытаемся делать… Я понимаю, что чиновникам нужны галочки, отчеты по инвестициям… Не секрет, что строительный рынок на Левобережье просто уничтожен этими гипермаркетами. Часть людей оттуда пришла к нам, часть на «Стройгород» на Королёва. И всё! Если и нас здесь не будет, то просто не знаю, куда им…

Елена Ярмизина

Фото: Максим Самылкин

Читать далее:

1. Сетевые убийцы. Четверть века под «внешним» управлением - трагедия Омской области

2. Сетевые убийцы. Черлакский тракт как музей кирпича

Полностью спецпроект «Сетевые убийцы» опубликован в журнале «Бизнес курс» № 14 от 20.04.2016, доставку которого можно заказать по тел. 399-081, 399-082.