После Манякина мы преуспели только в одном. Как бороться с предпринимательством! СПЕЦПРОЕКТ

В августе 2002 года в администрации Леонида Полежаева по инициативе Областного союза предпринимателей состоялось заседание круглого стола. Речь шла о новой стратегии и некоем перспективном плане развития торговли.

Борис Сватков: «Быстрые деньги для бюджета можно взять только в торговле».

Борис Сватков, глава внешнеэкономической компании «Омтор», представляющий на круглом столе интересы омской торговли, поставил вопрос ребром: «Быстрые деньги для бюджета можно взять только в торговле, но этому препятствует сложившаяся практика, когда бал правят торговцы «на асфальте». Челябинские магазины уже сейчас приносят в бюджет 3,7 миллиарда в год! В новосибирском бюджете каждый пятый рубль – вклад торговцев. А у нас в Омске «легальный» торговый бизнес загнан в угол. Сотни тысяч омичей предпочитают делать покупки не в магазинах, а на оптовках типа «Торгового города», где товар дешевле, потому что контрабандный. Там нет кассовых аппаратов и никто не платит налогов. И это наносит удар по формированию омского бюджета».

Борис Сватков

Еще одна проблема – сетевики – крупные московские и иностранные фирмы, открывающие в российских городах гигантские торговые центры. У них, по мнению Бориса Сваткова, «процессинг», при котором расходы – омичам, доходы – «москвичам». И вот вывод: взять быстрые деньги для бюджета можно только в торговле. Но для этого нужны другие подходы, другая – ВЗВЕШЕННАЯ – политика региональных властей.

Евгений Вдовин: «Мы будем реформировать торговлю, но не за счет населения».

А вот реакция первого вице-губернатора Евгения Вдовина, представлявшего на круглом столе власть:

«Не думаю я, что омская торговля в лице Бориса Семеновича Сваткова ночей не спит, все о бюджете думает, как его наполнить, – пошутил Евгений Михайлович в свойственной ему манере. – Тем не менее проблемы есть. Налицо столкновение интересов оптовок, магазинов, сетевиков и покупателей. Новая концепция, безусловно, обязана сбалансировать все эти интересы. Только так мы создадим условия для НОРМАЛЬНОЙ конкуренции, от которой выиграют все – и покупатели, и торговцы, и бюджет. В Челябинске и Новосибирске нелегальные оптовки силой закрыли, и народ пошел в магазины, оборудованные кассовыми аппаратами. В Омске так не получится! И не может получиться! Наш губернатор, Леонид Константинович Полежаев, в принципе, не приемлет революционных подходов и методов. Наш путь – эволюционный. Что касается сетевиков – для местной торговли было бы лучше в Омск их не пускать. Но это будет ошибкой. Крупный бизнес все равно придет к нам. И он будет ВЫГОДЕН Омску, поскольку эволюционный путь развития торговли, о котором я говорил выше, без участия сетевиков невозможен в принципе».

Вот так Вдовин очертил в своем выступлении контуры новой концепции Леонида Полежаева. Все, что произошло потом, показывает: мы имели дело с банальным полежаевским СЛОВОБЛУДИЕМ вместо концепции ЭВОЛЮЦИОННОГО развития торговли в регионе.

Честная конкуренция, или Как сетевики убивали едва оперившийся омский бизнес

Любил наш губернатор поговорить о кластерах, экономических рычагах, эволюционных методах и т.д. и т.п. Но при этом в конце 90-х он два года кряду получал по квотам с ОНПЗ нефтепродукты для обеспечения «продовольственной» безопасности региона. Солярка продавалась в Америку, а на вырученные деньги закупалось зерно самого низкого качества, которым забивались омские элеваторы непосредственно в момент новой уборочной кампании. Хороший «экономический рычаг», чтобы прямо на корню уничтожить производителей зерна в Омской области – одного из безусловных лидеров как СССР, так и РФ?

Зимой 1993-94 гг. Полежаев под разговоры об «экономических рычагах» опять же в целях «продовольственной» безопасности обменял омскую солярку на бельгийское сухое молоко. Повсюду в России литр молока продавался от 240 рублей и более. А у нас – за 67! И это при себестоимости почти в 200. Полежаевская пресса трубила об экономическом гении Леонида Константиновича. А в это же самое время в молочных хозяйствах, десятилетиями формировавших элитные стада, происходил массовый падеж. Отощавших буренок, порой еще живых, «сгребали» бульдозерами в скотомогильники. Омский мясокомбинат, забитый тушами закупаемых на доллары голландских коров, я туда сам ездил, отказывался принимать скот на убой даже бесплатно. Подобными «экономическими» методами Полежаев уничтожил то главное, чем гордилась Омская область. И на что положил свою жизнь наш замечательный земляк Манякин.

В начале 2000-х у «реформатора» Полежаева наконец-то дошли руки и до омской торговли. У меня нет претензий к вице-губернатору Евгению Вдовину. Это был один из самых порядочных и весьма профессиональных управленцев в команде Полежаева. Все, что говорил Вдовин про интересы рядовых омичей, эволюцию и честную конкуренцию, наверняка было сказано искренне, но ведь мы-то знаем, что произошло потом! Мы это испытываем на себе ежедневно и ежечасно!

Кто не видел многокилометровые пробки на неприспособленной, узенькой, разбитой вдрызг дороге, по которой весь Правый и Левый берег миллионника едет по будням и выходным за покупками в «­МЕГУ», «Ашан», «Леруа Мерлен», IKEA, «Бауцентры» и далее в OBI? Вдумайтесь только, вся эта «эволюция» была построена на Левобережье как по команде – порой за считанные месяцы.

Ну что, скажите, могли противопоставить едва опери­вшиеся омские предприниматели этому наглому натиску больших денег, беспрепятственно хлынувших в мегаполис под прикрытием власти? Владельцы магазинов, магазинчиков и мебельных фабрик разорялись массово.

Я ­могу сравнить все это с падежом голландских коров на селе. Мы потеряли, страшно подумать, воистину «золотой» генофонд омского Прииртышья. В ходе реализации полежаевской концепции эволюционного развития торговли был поставлен не просто крест на карьере омских предпринимателей. Нет, этим людям ломали жизнь, лишали их будущего.

И все эти 20 лет в Омской области, в отличие от упомянутых Борисом Сватковым Челябинска, Новосибирска, Тюмени, все ветви власти, исполнительной, законотворческой, правоохранительной, никогда не рассматривали омских предпринимателей в качестве ИНВЕСТОРОВ. В соседних регионах власть работала над легализацией бизнеса, защищала и помогала тем, кто хотел работать «прозрачно». Там «калитку» для сетевиков приоткрывали с большой осторожностью. В Омске все прямо наоборот.

Четверть века под «внешним» управлением

Я уже не раз говорил о нашем «нефтегазовом проклятии». Наличие в Омске одного из лучших в Европе нефтезаводов привело к тому, что сначала олигархи Березовский с Абрамовичем назначили управляющим Омской областью Леонида Полежаева. А потом уже госмонополия поменяла Полежаева на очень «удобного» Назарова. Вот и получается, что наш регион с начала 90-х находится под «внешним» управлением. Кто отдавал команды Полежаеву закупать американское зерно, бельгийское сухое молоко или одномоментно впустить на территорию региона все эти икеи, меги и бауцентры? Американский госдеп? Олигархи? «Пятая колонна»?

Нам как воздух нужна сегодня власть, способная проводить политику в интересах всех омичей. Нам нужны люди, готовые выстраивать другие отношения с Центром, жестко отстаивая интересы омичей, а не мафиозных кланов и монополий. Как это делал коммунист Сергей Манякин. Именно он фактически торпедировал генеральную линию КПСС на селе, согласно которой гражданам запрещалось иметь на подворье коров и поросят. По новой псевдонаучной концепции крестьяне должны были стать простыми рабочими на фермах, ну а Манякин превратил их в малый бизнес, поддерживая частную инициативу на подворьях бесплатно предоставляемым молодняком и кормами. Во всех регионах были карточки, а в Омске рынки ломились от мяса, к нам даже электричку гоняли из Новосибирска. Убежден, будь в тогдашнем СССР 20-30 руководителей уровня Манякина, нам не только бы удалось сохранить суверенитет, мы бы в другой стране сегодня жили.

Главный секрет Сергея Манякина, я это знаю, в его сугубо манякинской кадровой политике. Он искал, находил и дорожил теми, кому Бог дал талант созидания.

После Манякина мы преуспели только в одном. Как бороться с предпринимательством! Как уничтожать созидателей под корень!

Сергей Сусликов

Читать далее:

2. Сетевые убийцы. Черлакский тракт как музей кирпича

3. Сетевые убийцы. Александр Антонов: «Задушат нас! Можем потерять половину торговых мест…»

Полностью спецпроект «Сетевые убийцы» опубликован в журнале «Бизнес курс» № 14 от 20.04.2016, доставку которого можно заказать по тел. 399-081, 399-082.