Представители розничной сети уверены, что на них пытаются переложить вину поставщиков.
Управление Роспотребнадзора по Омской области добилось наложения на ООО «НоваТор» крупного штрафа в 300 тысяч рублей. Причиной для административного дела стали несколько палок колбасы «с истекшим сроком годности», мороженая рыба, в которой доля глазури была выше допустимой, избыток нитратов в казахских дынях и безлактозный сыр, который продавец не зарегистрировал как «специализированную продукцию». Отсюда был сделан вывод, что что продукты «приобрели опасные свойства для жизни и здоровья человека», а «НоваТор» «пренебрежительно отнёсся к наступлению вредных последствий». Следствие – относительно тяжёлая статья КоАП и крупный штраф.
У представителей «НоваТора» эта ситуация вызвала, судя по всему, некоторое недоумение. Они обратились в арбитраж, заявив, что нарушения можно им вменить, только если они произошли по вине продавца. Ритейлер не может сам выяснить, сколько в дынях нитратов, а в рыбе – глазури; он отправляет свои товары на выборочную экспертизу в «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» и замечаний ни разу не получал; отправлять в этот центр всю продукцию он, естественно, не может, а организовывать свою лабораторию было бы слишком дорого и (по крайней мере, по мнению ответчика) незачем. Ведь поставщики присылают товары в упаковке и со всем набором необходимых документов, так что поставщики, вероятно, и должны нести ответственность.
Любопытно, что срок экспертизы – 7 дней, а срок хранения ряда видов продукции существенно меньше. То есть это условие может трактоваться как заведомо невыполнимое, и затраты на тотальные экспертизы могут оказаться совершенно бессмысленными. Между тем речь идёт о больших суммах: 700 рублей за одну товарную позицию (в день их приходит в «НоваТор» несколько тысяч). Оборудовать собственную лабораторию может стоить не менее полутора миллионов, и все эти затраты должны будут лечь на плечи потребителей: больше за это платить просто некому.
Со своими аргументами ритейлер обратился в арбитражный суд. Срок годности колбасы, по данным «НоваТора», истекал аккурат в день проверки, а каким-то образом регистрировать безлактозный сыр его продавец не счёл нужным, поскольку он его и не декларировал. Вероятно, ошибка здесь произошла на стадии сертификации ещё до прибытия товара в торговую сеть.
Тем не менее в апелляционной жалобе «НоваТор» попросил только о переквалификации дела на простое «нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий». Суд ответил отказом.
К чему приведёт эта история, пока неясно. Сочтёт ли «НоваТор» необходимым увеличить затраты на экспертизы и, соответственно, повысить цены на товар? Такое решение может стать прецедентом: мы далеки от мысли, что Роспотребнадзор имеет какие-то свои «пристрастия», другие торговые сети находятся примерно в том же положении. Подстраховка ритейлеров приведёт к тому, что тратиться на соблюдение нормативов придётся и поставщикам, и продавцам, а платить за всё будут люди, каждый день приходящие в гипер- или супермаркет за едой. Характерно, что цены на продукты в России в силу ряда факторов уже завышены – но это явно не предел.
Должны ли мы трактовать ситуацию с «НоваТором» как рутинный эпизод борьбы чиновников за права потребителей или всё-таки надо это понимать как часть традиционного противостояния между бизнесом и контролирующими организациями? Такой вопрос не имел бы смысла, если бы мы не слышали призывы первых лиц государства «не кошмарить бизнес» и грустные признания экспертов: «Главным риском предприниматели считают не ухудшение конъюнктуры и потерю дела, а действия госконтроля». Точного ответа на этот вопрос, конечно, не будет. Всё, что смогут выяснить омичи, – это как там у них с глазурью или с колбасой.
Кстати, в результатах Google-поиска мнения о том, распространяется ли срок годности и на конечную дату, расходятся. Без слова «включительно» тут не обойтись.
Николай Петров-Сидоров