Дороги, которые мы сегодня имеем, это по большому счету результат двух экспериментов, которые провели на нашей «пилотной» территории «Газпром» и олигархи ельцинской закваски Березовский – Абрамович за последние двадцать лет.

Вокруг чего сегодня «копья ломают»? Что лучше: забивать ямы на дорогах битым кирпичом или щебенкой, смоченной неким черным раствором? Или где взять 200 миллионов на дорожные «заплатки»? Залезть в карман чиновников по плану Б депутата Федотова? А может, лучше продать по дешевке остатки муниципальной недвижимости? Предлагается также пойти на поклон к «мудрому» Виктору Ивановичу. Авось даст денег на ремиксер, без которого мэрии ну никак не решить проблему дорог.

Как тут не вспомнить недавний «транспортный коллапс», когда наши правители: мэры и губернаторы, первые вице-губернаторы и вице-мэры, спикеры, председатели и депутаты решали наиважнейший вопрос: где перехватить пару-тройку миллионов на солярку для вставшего на прикол и вконец обанкротившегося муниципального транспорта.
Вот так и живем: от аврала до коллапса, от коллапса до аврала…

Кто же будет спорить, что миллионы, вложенные в обслуживание уже построенной дороги, ­экономят обществу сотни и миллиарды бюджетных рублей. Эти открытия, я это хорошо помню, сделаны еще в брежневскую эпоху «развитого» социализма, когда леониды полежаевы и викторы шрейдеры числились уже в номенклатурных партспис­ках как «крепкие хозяйственники».
Кстати, недавно общественное движение «Оплот», сделавшее своим лицом небезызвестного Ткачука, провело собственное «исследование» качества омских дорог. Оказывается, лучшей в Омской области является дорога к полежаевскому коттеджу в Розовке, что по Черлакскому тракту.

Стоит напомнить, что лучшая «полежаевская» была построена одновременно с Иртышской набережной. Не знаю, кто возводил 12-15 км трассы по Черлакскому тракту до Усть-Заостровки, но асфальт на набережной укладывал «Мостовик». Результаты налицо: набережная сегодня, как после бомбежки, а вот полежаевская бетонка – в идеальном состоянии. Даже микротрещин не увидите. В чем секрет? В качестве обслуживания. Несколько лет кряду по весне обязательно в сухую погоду на дороге появлялись люди с компрессором. Мощным напором сжатого воздуха из трещин в асфальте выдувалась пыль. Другие, следом, проливали уже очищенные трещины гудроном. И всё это присыпалось песочком. Все весенние работы на трассе в 12-15 км проводились в считанные дни. Хорошо помню, как через несколько лет на дорогу «прикатали» тонкий слой щебеночного покрытия. И это всё! Если, конечно, не считать, что трассу убирают досуха зимой и летом: чистят, скребут, метут.

Было бы любопытно сравнить две цифры:

1. Сколько было потрачено на содержание и мелкий ремонт 15-ти километров трассы до Усть-Заостровки.

2. И сколько мы потратим теперь на возведение новой 4-километровой «бетонки» на Иртышской набережной, которую на наших глазах угробили за несколько лет при мэрах Шрейдере и Двораковском. Здесь ведь тоже всё начиналось с неубранного снега, наледи на бордюрах, неочищенных и замерзших канализационных стоков... И микротрещин, на которые никто не обращал внимания, да и не будет обращать впредь.
Потому что наши власти и бизнес при этих властях никогда и цели такой не ставили – дороги для людей строить. У них изначально задача другая была – при коммунистах осваивали «объемы бюджетных вложений», а сейчас прогоняют ­миллиардные потоки через специально созданные структуры, возглавляемые специально подобранными людьми, владеющими искусством «жить у кормушки»: выигрывать конкурсы, аукционы, возить откаты в ­чемоданах.

Дороги, которые мы сегодня имеем, – результат тотального отсутствия конкуренции. Как в политике, так и в бизнесе. Если допустить, что нам, омичам, прямо с неба упадет не 200 млн «на миксер» и «дорожные заплатки», как мечтают местные шуры балагановы, а целый миллиард американских долларов, то вдруг окажется, что специалистов растащить эти деньги по карманам и офшорам у нас в избытке (в этой сфере конкуренция жесточайшая). А вот хорошую дорогу построить, а потом еще и ухаживать за ней – НЕКОМУ.

Зря наши предки крупнейший в Европе нефтезавод на Иртыше возвели. Потому что теперь именно этот «нефтегазовый алмаз» стал настоящим проклятием, довлеющим над мегаполисом. Вот уже 20 лет Омск находится в орбите интересов сначала «олигархов» березовских и абрамовичей, а теперь – «Газпрома». Первые посадили на «престол» непотопляемого Полежаева, при том, что у нас, омичей, был свой кандидат – тогдашний градоначальник Валерий Рощупкин. Вторые, газпромовская монополия, нашли нам на пост главы региона человека без биографии, без политического опыта. Без харизмы, но с кучей «друзей», которых он притащил за собой во власть и которые сегодня находятся либо уже за решеткой, либо под следствием.

Увы, когда речь идет о миллиардах долларов, интересы миллионов людей отодвигаются в сторону. Нам остается только наблюдать, как «крестные отцы» из «Газпрома» делают бизнесы на благотворительности, осваивая через собственные структуры по 3 млрд в год на омских улочках. Или за крушением созданной властью супермонополии – шишовского «Мостовика», который в погоне за миллиардами похоронил всю строительную сферу Омской области. Вчера у нас был транспортный коллапс. Сегодня – дорожный. А что будет завтра?

Монополии, не контролируемые обществом, лишают будущего каждого из нас. Уже сегодня мы испытываем жестокий кадровый голод. И у нас нет шансов получить на пост губернатора человека, способного в силу профессиональных и личных качеств выстроить другую модель отношений с центром, монополиями, населением региона и, что особенно важно, – малым и средним бизнесом.

СПРАВКА:

1793 километра – общая протяженность городских дорог. Из них – 1568 км асфальта. 225 км – грунтовых дорог.

450 тыс. кв. м – площадь омских дорог, запланированных к ремонту в 2016 году. Это в 2 раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, предусмотрены строительство и ремонт 4,6 тыс. кв. м пешеходных дорожек и тротуаров.

Около 60% региональных и местных дорог нуждаются в ремонте.

Полностью спецпроект «Дороги» опубликован в журнале «Бизнес курс» №13 от 13.04.2016, заказать который можно спецкурьером в офис (т. 399-081, 399-082), а также приобрести в киосках «Роспечати», «Дилижанс» и у частных распространителей.