Спектакль «Верёвка» по пьесе П. Гамильтона в постановке Владимира Золотаря.

Художественный руководитель театра Владимир Золотарь представил свое творчество в качестве «триллера для зрителей со стальными нервами, только 18+», с пояснением, что пьеса основана на реальных событиях, произошедших в 1924 г. в Чикаго, когда двое приятелей, вероятно, любовников, из спортивного интереса умертвили 14-летнего подростка. Обратим внимание, что постановщик делает здесь намек на гнусный содомский грех гомосексуализма просто так, в спектакле эта тема не просматривается, по крайней мере, для непосвященных. Вероятно, даже упоминание этого греха греет его душу.

Итак, триллер. Что означает это примелькавшееся нынче слово? Триллер – жанр литературы и кино, вызывающий у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, опасения, страха, ужаса, трепета, испуга и т.п. Невольно возникает вопрос: зачем пугать людей вообще и в театре для детей и юношества в частности? Чтобы они начали заикаться, мочиться под себя по ночам и посещать, простите, таких же психиатров? Нет ответа. К искусству это, конечно, никакого отношения не имеет, театр здесь приказал долго жить, а приписка «18+» есть чистое лукавство, т.к. никогда в ТЮЗе паспорта не спрашивали. К тому же театральным профессионалам ничего не стоит напугать юного гражданина хоть с паспортом, хоть без паспорта. После 18, согласитесь, тоже нехорошо пугать, это же не воробьи на подсолнухах.

Проследуем, однако, в зал. Во мраке сцены вспыхивает свет. Двое прилично одетых молодых людей, даже респектабельных, старательно душат верёвкой третьего, своего приятеля Дэвида (артист Артём Ильин). Тот, естественно, хрипит, вырывается, но всё бесполезно, и, обмягший, он повисает у них на руках. Дело сделано, потенциальный зритель театра задушен. Его укладывают в огромный сундук, стоящий посреди сцены, и начинается вечеринка, спланированная заранее.

На вечеринку приглашены среди прочих невеста задушенного (Вероника Крымских), отец (Сергей Зубенко), тётя (заслуженная артистка РФ Марина Журило) и профессор (Сергей Дряхлов) колледжа, где училась недавно вся троица главных персонажей. Осуществляется сверхчеловеческий, невероятный по сатанинской силе, зловещий эксперимент. Мало того, скатерть с шампанским накрывают специально на сундуке, как в пиратской песенке из произведения Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ»: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца и бутылка рому / Пей и дьявол тебя доведет до конца».

Дьявол в течение всего действия заставляет ждать потерявшегося Дэвида. В тревоге звонит всем его отец и пока пьет шампанское на трупе своего сына за его здоровье. Невеста Дженет уже успела положить глаз на другого парня (Никита Пивоваров), с ним она и уходит. Лишь у одного профессора возникает подозрение в том, кто совершил преступление. Беседуя с преступниками, наблюдая их эмоции, отыскивая вещественные улики, он постепенно приходит к неоспоримому доказательству виновности своих бывших студентов. Делает это Сергей Дряхлов, на удивление, чрезвычайно талантливо, тонко, умело сплетает он веревочку из своих предположений и, наконец, отыскивает и предъявляет подлинную верёвку, которой был задушен несчастный Дэвид. Актерская работа Сергея Дряхлова, без всякого сомнения, замечательна, это его подлинный успех. Преступник Брендон (Алексей Гнеушев) и Филлип (Дмитрий Керн) тоже хороши в актерском исполнении, но трудно хвалить игру артистов, изображающих фашистов.

Такова внешняя канва сюжета, а какова внутренняя логика событий, в чем заключается идея спектакля? В программке сказано, что умертвили человека «из спортивного интереса». Такое, конечно, тоже случается сегодня в нашей стране экспериментаторов и даже дегустаторов человеческой крови, но в данном спектакле подоплека событий ещё серьезнее.

Профессор начинает вспоминать, что преподавал им философию знаменитого Фридриха Ницше (1844-1900) с идеями «сверхчеловека» и «волей к власти». Идеи эти Ницше перенял у Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Федора Достоевского, который получил у нас в Омском остроге подлинную путёвку к вершинам мировой литературы. Эти писатели и философы увлекли мятежный дух Ницше. Идея сверхчеловека полностью отрицает христианскую мораль, признает, что сверхчеловек есть высший представитель элиты и ему доступно всё, он равен Богу, должен заменить Бога. «Бог умер», – заявлял Ницше, но он не призывал, заметим, к убийствам. Некоторым людям, к сожалению, такие идеи подошли впору для оправдания своих преступлений, в частности, Гитлеру, но кабинетный мыслитель Ницше отнюдь не к уголовщине сводил свою философию.

Ложно понятую теорию Ницше решили испробовать и Брендон с Филиппом. С американского автора Патрика Гамильтона взятки гладки, он сотворил страшилку и не более того, но художественный руководитель и постановщик пьесы Гамильтона Владимир Золотарь должен же отдавать отчет в том, зачем он ставит такой спектакль. Спектакль и пьеса решительно отличаются от сходного произведения Достоевского «Преступление и наказание», в котором однозначно опровергается, отвергается, разоблачается теория сверхчеловека через покаяние Родиона Раскольникова. У героев Патрика и Владимира Золотаря никакого раскаяния нет. Если бы профессор не разоблачил преступников, сами они продолжали бы делать свои черные дела еще в более жутких масштабах. Итак, Достоевскому – да, Патрику и Золотарю – нет.

Под занавес спектакля Владимир Золотарь, вышедший на сцену вместе с артистами, предложил мне сказать мнение о спектакле перед зрителями, что я и не преминул сделать. Очень кратко я сказал то, что изложил выше: спектакль лишен важнейшей составляющей – покаяния и ответственности по совести за преступление. На что Владимир Золотарь возразил, что я, мол, не увидел покаяния, которое представлено в образе профессора, который, видите ли, научил плохому своих студентов, толкнув их на преступление.

Тогда наш разговор закончился, но теперь я могу спокойно продолжить и сказать: помилуйте, ведь это означает свалить с больной головы на здоровую. Снять ответственность с преступников и возложить её на преподавателя – разумно ли это? Можно ли оправдать Гитлера тем, что он начитался Ницше? Поясню мысль на собственном примере.

Лет 55 назад, будучи студентом и атеистом, я был потрясен философией Ницше. При советской власти он был запрещен, дореволюционные издания его хранились в спецхране, но мне как завсегдатаю дали читать его книгу непосредственно в библиотеке. Я переписывал его сочинения, а он был еще и отличным писателем, в свои толстые тетради. На фоне тусклой марксистско-ленинской философии они воспринимались как Божия гроза, хотя Бог и отрицался в них. В подлиннике сверхчеловек у Ницше – это сильный духом, уверенный в себе, напористый, талантливый до гениальности, великий человек, лидер, способный собрать вокруг себя сподвижников, подобных себе. Ницше проповедовал освобождение инстинктов от гнёта морали и норм общественного порядка. Казалось в этом нечто революционное, боевое и не сразу пришлось понять, что это дьявольщина – не считаться ни с кем и ни с чем. Теория вдохновляла на дерзкие мечты и свершения, восхищала, захватывала дух, но лично у меня не возникало и мысли пойти убить кого-то и прославиться, как сейчас преподносят Ницше Гамильтон и Золотарь. В такой же степени привлекали меня и сочинения американского писателя Джека Лондона, вдохновленного идеями Ницше. Его героям свойственны мужество, отсутствие страха и комплекса одиночества, воля к жизни, хотя сам он скончался в сорок лет от наркотиков, о чём я узнал значительно позднее.

Став профессором, я преподавал философию Ницше в числе других по государственным программам, и ни малейшей вины в этом нет. Такова благородная обязанность преподавателя – вводить студентов в разнообразный мир знаний, мир удивительных людей. Профессор Руперт действительно раскаивается в том, что рассказывал о теории Ницше, но это всего лишь придумка Гамильтона, которую в виде наживки проглотил режиссер. Стать на такую позицию, значит переложить ответственность с преступников на книги, теории, фильмы и самого Господа Бога, который предупредил: «С этого дерева не ешьте». Господь дал людям свободу выбора – вот и решай сам, по какому пути идти, и старайся делать правильные выводы при изучении мирового наследия. Претензии следует предъявить лишь к тем, кто специально и целенаправленно обрабатывает население в человеконенавистническом духе, зомбирует его. Уместно сказать, что в массовом порядке преподавателей вдруг сделали крайними в Китае в шестидесятые годы прошлого века. Так называемых хунвейбинов из числа студентов натравили на преподавателей, надевали на них дурацкие колпаки, возили на грузовиках и глумились над ними.

Поскольку убийцы не раскаялись, а сцепились в драке перед арестом, обвиняя друг друга, то молодые зрители, доверяя театру, вправе сделать вывод: надо просто уметь заметать следы преступлений, а убить – дело нехитрое. Не зря ведь в России ежегодно бесследно пропадают десятки тысяч людей всех возрастов и столько же, кстати, сидит безвинных. В программке записано: «Просьба не повторять увиденное в домашних условиях». Можно подумать, что где-то в баре-ресторане или за углом на улице можно. С другой стороны, молодёжь любит делать наоборот. Фраза отдает заигрыванием с некоторой долей кокетства: а не слабо всё-таки попытаться? Но если ли вы это сделаете, то мы тут не причём, мы предупреждали. Попробовать стоит, но с умом. Напомним здесь, что ТЮЗ обязан показывать то, повторение чего «в домашних условиях» будет приносить радость, счастье, веру, надежду, любовь.

Режиссёр, судя по всему, всё-таки осознает ущербность своего спектакля, поскольку меня отчаянно пытались не пустить на него. Я шел по приглашению, которое мне предложили в министерстве культуры и которое должно было поджидать меня в театре. В кассе мне, однако, невинно заявили, что приглашения нет и быть не может. Звоню в министерство, мне подсказывают обратиться к главному администратору, но её сегодня нет. Обращаюсь к старшему администратору, которая сначала спокойно, а потом неоднократно с отчаянием поясняет, что бланки и, вероятно, само приглашение в столе главного администратора, куда она попасть не может. Я подсказываю, что меня не интересуют ни бланки, ни пропуск, меня достаточно провести в зал и указать свободное место. Она снова повторяет, что сделать этого не может, т.к. её уволят. Стоящая позади меня женщина говорит: «Пойдите в кассу и купите билет за 350 рублей». Несколько минут спустя я узнаю, что это была первый заместитель руководителя театра и супруга Золотаря Елена Александровна Скобель, которая отслеживала меня. Повторно делаю звонок в министерство, откуда просят дать телефон Елене Александровне – бесполезно, нет бланков. Из министерства звонят мне, что сейчас будут звонить Золотарю. Голос за спиной сообщает, что телефон Золотаря «в ремонте». Елена Александровна то уходит, вероятно, к супругу на предмет того, как избавиться от такой напасти, то возвращается. За разговорами я постепенно приближаюсь к зрительному залу, но разрешения по-прежнему нет. В министерстве начинают сердиться на стойкое упорство администрации. Дело оказалось принципиальным. У самого зала Екатерина Александровна грудью перегораживает мне путь и говорит, что мест нет, хотя несколько минут назад посылала меня в кассу за билетом. Наконец, появилась брешь в обороне. Звонки из министерства несколько охладили пыл администрации, и одна представительница её, опомнившись первая, предложила пройти мне в зал и сесть впереди на свободные места или повыше сзади, где также было несколько свободных мест уже на последней минуте до начала спектакля.

Администрация под руководством Золотаря и его заместителя и супруги разыграли передо мной театра абсурда. Они требовали от меня пропуск, который они должны были выписать, чтобы им же и вручить, т.е. выписать его самим себе, мне-то он не нужен. А все эти нелепости произошли от того, что я писал неоднократно не просто отрицательные, но разоблачительные материалы о спектаклях ТЮЗа и персонально Владимира Золотаря. Страх руководства театра передо мной на время затмил его разум и превысил страх перед министерством, которому они должны напрямую подчиняться, тем более что за пару дней до премьеры главный администратор, сегодня отсутствующая, заверила министерство, что приглашение заготовлено. Такой глупости в попытке не пропустить меня в зрительный зал давно уже не делает и Пятый омский театр, с которым у меня установились почти любезные отношения. Ведь, если мне захочется, в конце концов, я смогу купить и билет. Лучше бы ТЮЗу сделать, как говорится, хорошую мину при плохой игре. Так поступают воспитанные люди, а театр должен показать образец соблюдения правил приличия. Увы.

Не тот путь избрали руководители ТЮЗа, чтобы пробудить уважение к театру. Это же так просто: ставьте спектакли, не оскорбляющие человеческое достоинство и не развращающие молодежь. Человеку трудно и страшно жить в мире, где пропагандируется зло и насилие, начиная с детства. В интернете нет данных, что кто-то в России еще ставит пьесу Гамильтона. И, значит, Золотарь в очередной раз торопится стать пионером в пропаганде отходов Запада и, следовательно, в отказе от собственной культуры. Ведь даже в бандитской Америке во многих городах был запрещен к показу фильм, поставленный по пьесе Гамильтона Альфредом Хичкоком (1899-1980).

Спектакли Владимира Золотаря свидетельствуют о его маниакальной тяге к западной цивилизации, к США, которые превратились в смертельную угрозу для всего человечества и прежде всего для России. Ценности такой цивилизации намертво связаны с русофобией и фашизмом, насаждением и защитой геев, трансвеститов и прочих извращенцев. США ведут информационную, политическую, экономическую и финансовую войну против России. В этих условиях в нашей стране находится режиссер, который питает нежную любовь к нечистотам гибнущего Запада и настойчиво навязывает их русской молодежи.

Откуда он такой? Что побуждает его игнорировать нравственные законы страны, в которой он проживает? В этой связи любопытно обратиться к этимологии фамилии Золотарь. Фамилии чаще всего образованы от рода занятий дальнего предка человека по мужской линии. В интернете находим следующую информацию. Существует две версии происхождения этой фамилии. Первая из них очевидна: золотых дел мастера, ювелиры, позолотчики. Вторая версия весьма неожиданная: золотари – профессионалы по очистке отхожих мест, ассенизаторы. История держит в тайне то, какие суммы брали они за свои услуги, но в крупных городах представители этой профессии входили в десятку богатейших людей. Отчасти поэтому они и заслужили своё прозвище «золотари». По другой информации, до начала XX в. нечистоты в шутку называли «ночным золотом», т.к. их вывозили ночью, чтобы запах никого не смущал, а ассенизаторов называли золотарями. Театральные спектакли также ставятся в темное время суток, но к конкретному Владимиру Золотарю эта информация, конечно, никакого отношения не имеет, давно всё это было, быльем поросло и не стоит серьёзного внимания.

В свои молодые годы я, навсегда сохранив своё восхищение сочинениями Фёдора Михайловича Достоевского, благополучно переборол своё увлечение философией Ницше, переболел им. Можно простить несчастному философу, который сочинил экстраординарные фантазии, испытывая адские головные боли и скончавшись в психбольнице, но с пропагандой ложно понятых и кокетливо поданных идей его в ТЮЗе, а заодно и с навязыванием бандитских нравов Чикаго в Омске надо, наконец, разобраться и оценить по существу.