В ходе пресс-конференции, посвященной получению беспрецедентного бюджетного кредита в 12 миллиардов рублей, министр финансов Омской области Вадим Чеченко рисовал умеренно оптимистичные перспективы.
Этому дала, этому не дала...
Изначально региональный Минфин рассчитывал на кредит в 8 миллиардов рублей, в самых смелых мечтах – в 10 миллиардов. Основным фактором, повлиявшим на решение федералов выдать еще большую сумму, беспрецедентную не только для Омской области, но и для российской периферии вообще, стала низкая доля бюджетных кредитов у нашего региона. То есть, попросту говоря, нам дали так много, потому что раньше мы брали у бюджета в долг очень мало.
85,3% составлял на начало года долг Омской области по отношению к размеру бюджета (в абсолютных величинах – порядка 40 миллиардов руб.)
Меж Пензой и Волгоградом
В итоге по относительному размеру долга наш регион обосновался на 28 месте – между Волгоградской и Пензенской областями. То есть у 27 субъектов РФ долговая нагрузка еще выше, чем у Омской области, причем у 14 из них она составляет больше 100% бюджета. По Сибири мы смотримся куда бледнее – хуже нас только кризисный Забайкальский край. На пресс-конференции, впрочем, Вадим Чеченко старался уверить собравшихся, что, с одной стороны, соседи от нас недалеко ушли, а с другой, что таких проблем, как задержки зарплаты бюджетникам в Забайкалье, у нас точно не будет.
2,6% коммерческих долгов по кредитам и облигациям в общей массе задолженности отделяют сейчас Омскую область от условной зоны финансовой стабильности, обозначенной федеральным Минфином.
В двух шагах от «рая»
Общая сумма долга региона от операции «получили-расплатились», понятно, не изменилась, а вот его структура заметно поменялась. Доля коммерческой задолженности – по банковским кредитам и облигациям – снизилась с 80,9% до 52,6%. Долю в 50% и ниже Минфин РФ считает условной зоной финансовой стабильности – и Омская область, по словам г-на Чеченко, планирует войти в неё в течение двух лет.
0,1% годовых – ставка по рекордному бюджетному кредиту.
Ставки биты
Для сравнения: в конце 2015-го регион разместил облигации по ставке около 13%, а также кредитовался в комбанках примерно под 14%. Средневзвешенная ставка по всему госдолгу Омской области до 25 марта составляла 8,74%.
В 1,5 раза в итоге снизилась средневзвешенная ставка по долгам региона – с 8,74% до 5,25%.
Все полученные деньги были потрачены на реструктуризацию долга (таково было целевое назначение кредита). Область разом закрыла треть долга перед Сбербанком (6,1 из 19,2 миллиарда рублей), порядка 38% долга ВТБ (2 из 5,3 миллиарда) и полностью погасила самый дорогой долг в 4 миллиарда перед Совкомбанком.
Время – деньги
Федералы предлагали перенести возню с оформлением мегакредита на понедельник, 28 марта, но омичи «впряглись» в пятницу («У нас руководитель департамента улетал специально в Москву и помогал там бумажки перетаскивать из кабинета в кабинет»). И в итоге, заплатив в тот же день и банкам, сэкономили только на этом уик-энде 10 миллионов рублей. Общая же экономия на выплатах по кредитам после реструктуризации составит порядка 1 миллиарда рублей.
«А давайте продадим что-нибудь ненужное!»
Реструктуризация долга – это, понятно, еще вовсе не его уменьшение, лишь ограничение роста. И область, по словам министра, будет вынуждена еще занимать (в основном на то же перекредитование, оптимизацию ставок). И в этом году, правда, долг вырастет не до 46 миллиардов рублей, как планировалось изначально, а лишь до 43,7 миллиарда (спасибо бюджетному кредиту). Задача номер один – погасить эту немалую, накапливавшуюся десятилетия инерцию, и потом уже задача номер два – собственно, гашение, которое тоже займет десятилетия. Причем, понятно, стараниями одного Минфина тут не обойтись. Г-н Чеченко, с одной стороны, возлагает большие надежды по доходной части на Минимущества, которое сейчас занимается инвентаризацией собственности и активов, решая, от чего можно избавиться, что лучше использовать. Не избежать, понятно, и жесткой экономии. Например, большую часть капитальных затрат по строительству, которые, к счастью, растянуты во времени, область старается перекинуть на 2017-2018 годы. Также г-н Чеченко в общих словах, не называя конкретные юбилеи и клубы, помечтал об урезании затрат на разного рода праздничные мероприятия и спорт высоких достижений.
В 7,3 раза вырос относительный долг региона за 2007-2015 годы.
«Сибнефть» – по динамике и по справедливости
Помимо фактического «покушения» на 300-летие Омска и «Авангард» с «Омичкой» молодой министр позволил себе и совсем уж крамольные высказывания по поводу вожделенного для многих юридического возвращения в Омск бывшей «Сибнефти». Это ведь её щедрые платежи помогли за 2001-2004 годы снизить тот же долг с запредельных 199,6% от бюджета до всего лишь 11,7%. А после ухода НК и истечения двух лет, в течение которых федерация компенсировала нам «уплывшие» доходы, в один только первый год долг вырос в 2 раза (за три – в 5 раз).
Однако, как заявил Вадим Чеченко, то решение о перерегистрации было политическим, возврат (если он вдруг состоится) тоже будет политическим, а «экономику нельзя строить только на политике». Регистрация «Сибнефти» в Омске тоже была несправедливой, например, по отношению к Ноябрьску, где была добыча нефтяной компании. Справедливым решением, по мнению главы Минфина, было бы перераспределение налогов внутри консолидированной группы налогоплательщиков «Газпром нефти» либо отказ НК от процессинга. Тогда бы прибыль (и отчисления) все еще платящего налоги в Омске ОНПЗ выросла кратно (это, в частности, подтверждается опытом отказавшегося от процессинга «Лукойла»).
Еще одно откровение на пресс-конференции (но на этот раз воспринятое позитивно всеми без исключения) – признание министра в нелюбви к термину «осваивать» применительно к бюджетным деньгам.
Сергей Мацута
«Бизнес-курс» №12 от 06.04.2016г.