Наблюдатели считают, что в правительстве Омской области в связи с последними событиями ­произошло коренное изменение в расстановке сил.

Еще перед сентябрьскими выборами губернатора почти все эксперты единодушно называли номером один в региональном кабмине Станислава Гребенщикова. Сегодня на фоне неутихающих пересудов о возможной отставке Гребенщикова практически с той же уверенностью наблюдатели отдают пальму первенства другому зампреду облправительства – Игорю Бондареву.

Г-н Гребенщиков, напомним, вышел на первый план после устранения с политической сцены Юрия Гамбурга. Будучи в «эру Гамбурга» вечно вторым, глава Минстроя играл даже в чем-то положительную роль, выступая в качестве противовеса сверхамбициозного первого вице-губернатора. А с заключением того под стражу заполнил собой образовавшийся вакуум – и по статусу, и как товарищ Виктора Назарова, его доверенное лицо. При этом Станислав Георгиевич командовал одним из самых денежных министерств. Да, Минздрав и Минсоцтруда в абсолютных цифрах получают из бюджета больше, но у них гораздо проще, жестче и прозрачнее схема расходования, меньше возможностей для самодеятельности.

Ослабление ГСГ началось с формирования нового кабинета, в котором он стал зампредом без портфеля. По неофициальным оценкам, это был вынужденный шаг, сделанный из соображений безопасности, топ-чиновник был готов замахнуться и на большее (например, на кресло сити-менеджера), но с каждым таким шагом по карьерной лестнице в геометрической прогрессии нарастала бы вероятность обвала компромата, которого у силовиков на нашего героя накопилось предостаточно. Именно поэтому он, по мнению экспертов, выбрав тогда должность «простого» зампреда, «прикрылся» проверенными людьми снизу (Богданом Масаном в кресле главы Минстроя) и сверху (пост первого зампреда, которому полагаются «все шишки» при «делегировавшем ответственность» губернаторе, занял Андрей Новоселов, на первый взгляд «варяг», на второй или третий – человек Гребенщикова).

С уходом не выдержавшего груза ответственности Масана прикрытие снизу исчезло. Причем совсем и надолго – нового министра не могли найти несколько месяцев. Поставить туда другого «своего» ­человека ­Станислав ­Георгиевич, по предположениям экспертов, в нынешней ситуации не посмел. Занявший в итоге пост Максим Михайленко вряд ли может стать новым щитом, скорее, напротив, головной болью. Молодой коммунист, с одной стороны, вряд ли будет карманным министром, просто так им не попользуешься (разве что втемную), а с другой – его отсутствие опыта ­чревато ­проблемами в ­министерстве, которые придется как-то решать куратору.

И, как совпало, на фоне кадровых проблем «в низах», похоже, начался и ожидавшийся камнепад «сверху». В первую очередь, конечно, речь о громком деле «Омской топливной компании», совет директоров которой г-н Гребенщиков возглавлял как раз в тот период, в котором следствие узрело признаки преступления. Не в пользу зампреда, по мнению наблюдателей, и не касающееся его напрямую дело экс-министров Риты Фоминой и Олега Илюшина, следствие по которому завершается. По некоторым данным, скоро могут про­явиться и старые-новые проблемы с пресловутым Западным обходом, по которому никто, как нам рассказали, не хочет брать на себя ответственность – подписывать документы. Отдельные источники даже находят пока на уровне теории привязки и к делу «ОПГ Станислава Мацелевича», вспоминая, что строительные организации довольно часто раньше фигурировали среди клиентов обналичников.

О том, что недавний номер один постепенно становится «самым слабым звеном», косвенно говорит и, например, информационная картина, выписыва­емая интернет-ресурсом «­СуперОмск». С некоторых пор это детище политтехнологов Сергея Старовойтова и Андрея Ткачука «играет» на стороне региональных властей, практически не позволяя себе критики членов облправительства. За одним исключением – сами понимаете каким.

А тем временем у другого зампреда – экс-главы ­областного УФСБ Игоря Бондарева – дела, напротив, идут в гору. В частности, в феврале, по неофициальной информации, наконец-то произошло предсказанное «БК» еще осенью повышение начальника отдела экономической безопасности Управления ФСБ по Омской области Дмитрия Богданова. Полковник Богданов, по некоторым данным, входящий в крайне узкий «ближний круг» Бондарева (вместе с гендиректором ОНПЗ Олегом Белявским и его замом по безопасности, бывшим замначальника регионального УФСБ Николаем Павловым), стал заместителем начальника Управления.

Еще один уже как-то обсуждавшийся на наших страницах инструмент повышения влиятельности г-на Бондарева, которого наши эксперты называют самым сильным аналитиком в обладминистрации, заключение временных альянсов. На данной стадии, говорят, он периодически кооперируется с так называемым «немецким кланом», сейчас активно стремящимся к возвращению во власть (Виктор Шрейдер собирается переизбираться в Госдуму, экс-полицейские Валерий Калганов и Валерий Борисов, по некоторым данным, могут составить на выборах в Заксобрание компанию Андрею Ткачуку, который сейчас активно пиарится со своим «Оплотом»). В частности, есть версия, что именно с подачи Бондарева пользующаяся его покровительством мэрия регулярно подкидывает финансирование медиахолдингу Ткачука и Старовойтова.

Косвенно возвышению Бондарева способствует и принижение его шефа Виктора Назарова. Это до сентябрьских выборов ­губернатора как-то берегли, а сейчас информационно-уголовные бомбы рвутся совсем рядом с главой региона, заставляя того пригибаться (его подпись, напомним, стоит под одним из документов, фигурирующих в деле о мошенничестве при поставках голубого топлива его бывшей компанией «Газпром межрегионгаз Омск» на завод техуглерода, а его давний товарищ Виктор Агарков уже вызывался на допрос по делу «Омской топливной компании»).

Сам Игорь Бондарев, скорее всего, в губернаторское кресло никогда не сядет (хотя бы потому, что из ФСБ он, говорят, ушел не по своей инициативе), но в роль «теневого губернатора» он вживается все лучше. Поговаривают, например, что у Бондарева уже сейчас есть «на всякий случай» свой кандидат на замену Гребенщикову – Манвел Мажонц, возглавляющий «Омскэлектро», опосредованный контроль над которым Бондареву приписывают уже давно. Если ГСГ действительно вынужден будет уйти, «повиснет в воздухе» без опоры под ногами и «щит сверху» Андрей Новоселов (персонально у него, говорят, есть и еще дополнительный дестабилизирующий фактор – давнее близкое знакомство с уже упомянутым Агарковым). Что косвенно опять же еще усилит Бондарева.

В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант ­объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому ­кругу ­посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, ­возможно, прямо противоположных объяснений событий.

«Бизнес курс» №11 от 30.03.2016г.