Вслед за судебным аннулированием ряда сделок по недвижимости в Перми головной болью бывшего омского министра Александра Третьякова может стать скандал со срывом сроков строительства «юбилейной» поликлиники на Левобережье.
В последнее время, как сообщил БК55 анонимный источник, бывший глава регионального Минэкономики, экс-директор ФГБУ «Рослесинфорг» Александр Третьяков практически не появляется в России. По некоторым данным, большую часть времени пятый президент Омского областного Союза предпринимателей проживает во Франции и даже в основном там проводит деловые встречи с российскими бизнес-партнерами.
Причиной такого положения вещей может быть не только, а, может даже, и не столько любовь г-на Третьякова к Франции, сколько все нарастающие риски в России.
От одного из них, напомним, Александру Георгиевичу не так давно удалось избавиться – арбитраж не поддержал претензии налоговиков, намеревавшихся доначислить ФГБУ «Рослесинфорг» налогов, штрафов и пени на 75 миллионов рублей за тот период, что учреждение возглавлял Третьяков (иначе экс-директор мог бы вполне оказаться на скамье подсудимых).
Однако известно еще как минимум о двух скандалах, связываемых с именем г-на Третьякова. Об одном из них – вокруг имущественного комплекса пермского филиала ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» – БК55 уже писал. Напомним, в конце августа этого года петербургский арбитраж признал недействительными торги 2011 года, на которых 90% недвижимости филиала отошли нескольким омским компаниям, связываемым с Третьяковым, по цене в 15 раз ниже рыночной (22 здания и помещения – всего за 38 миллионов рублей). Поспособствовал в свое время этому «мегасэйлу» другой бывший омич – Алексей Карпенко, создатель «легендарной» фирмы «Лабеан», находящийся сейчас в международном розыске.
Последний же (по хронологии, но не по степени риска) скандал еще разгорается здесь, в Омске. Напомним, на пресс-конференции 23 декабря министр строительства региона Богдан Масан заявил, что контракт с генподрядчиком строительства новой поликлиники, возводимой на Левобережье к 300-летию Омска, – питерской фирмой «Современные технологии строительства» (ОАО «СТС») – все же будет расторгнут. Как выяснилось, стройка не только выбивалась из графика, но и велась с массой нарушений и недоделок.
Между тем за два месяца до этого заявления гендиректор «СТС» Владимир Артеев обещал, что «объект будет построен качественно и в срок». «Мы на самом деле получаем удовлетворение от работы в вашем регионе, связываем с ним самые серьезные планы и не позволим себе опозориться на первом же объекте», – заявил в интервью «Коммерческим вестям» г-н Артеев. При этом питерский бизнесмен, по сути, переложил ответственность за срыв графика на другую компанию из Санкт-Петербурга – «Ленпромстрой», долгое время бывший основным субподрядчиком (договор подряда был расторгнут в феврале 2015-го).
«Мы на самом деле восемь месяцев работали без оплаты, потому что деньги – аванс был получен и, на мой личный взгляд, попросту украден «Ленпромстроем» (подрядчик «Ленпромстрой» задолжал «СТС» 150 млн рублей неосвоенного аванса). А отрабатывать похищенное, как лицу ответственному за все, что происходит на объекте, пришлось нам, – жестко высказался о бывших партнерах Артеев. – Нами выиграно судебное разбирательство, получен и передан судебным приставам исполнительный лист на ООО «Ленпромстрой».
Насколько этот «перевод стрелок» поможет «СТС» снять с себя ответственность – покажет время. А о том, что кто-то должен её понести, Богдан Масан заявил достаточно однозначно: «Сегодня надо заставить, чтобы они все это переделывали, никто из руководителей Облстройзаказчика не подпишет ни КС-2, ни КС-3. Это вообще проблема вплоть до уголовного дела, и мы предпримем все меры к этим товарищам, обратимся и в прокуратуру, и в СК».
Интересно, что нынешняя характеристика «СТС» из уст министра – «Та организация, которая зашла, ни кадрового потенциала, ни материального потенциала не имеет, как оказалось» – по смыслу совпадает с тем, как охарактеризовали налоговики «Ленпромстрой», в разбирательствах с «Рослесинфоргом» заявившие об «отсутствии у ООО «Ленпромстрой» возможности для реального осуществления предпринимательской деятельности по договорам с Заявителем». Именно из этого дела происходят четкие ассоциации фирмы «Ленпромстрой» с Александром Третьяковым. Этой компании Третьяков, будучи главой «Рослесинфорга», отписал ремонт филиалов ФГБУ на 271 с лишним миллион рублей. Причем сам же Третьяков еще значился учредителем «Ленпромстроя» на момент выбора этого ООО в качестве субподрядчика, а затем, до подписания договора, подарил долю своей дочери Ксении, в свою очередь через две недели передарившей ее тоже не совсем чужому человеку – Вячеславу Карпачеву, бывшему заместителю Третьякова в главной его компании – ТД «Мемфис». Позже официальными учредителями стали также выходцы из Омска Сергей Комлик и Валентин Френцель с долями в 67% и 33% соответственно. После (или по итогам?) шестимесячного пребывания г-н Третьякова на посту министра экономики Омской области, напомним, «Ленпромстрой», помимо многострадальной поликлиники, зашел в качестве субподрядчика на строительство микрорайона на Московке для Фонда «Жилище» и едва не получил выпавший из ослабевших рук «Мостовика» Западный обход – чиновники одумались в последний момент и передали этот контракт ДРСУ-6.
Сейчас, помимо упомянутого исполнительного листа от «СТС», на «Ленпромстрой» подано и заявление о банкротстве – одним из омских субподрядчиков. Сайт группы компаний кажется заброшенным – последние новости на нем датированы 13 марта.
В завершение поясним, что возможные вопросы от прокуратуры и Следкома, – это только полбеды. Вторая половина – разозленные хозяева «СТС». Интернет-ресурс oglaskaspb.com считает таковыми братьев Андрея и Владимира Артеевых, а также бывшего спикера Заксобрания Ленинградской области Кирилла Полякова. При этом Андрей Артеев ранее был председателем Комитета по строительству Санкт-Петербурга, а его младший брат Владимир и его супруга Мария Дартау, по данным того же ресурса, имели совместный бизнес с сыном известного криминального авторитета Иосифа Осипова (Марыча). К тому моменту Артеев-младший, как сообщается все на том же oglaskaspb.com, уже сам непосредственно познакомился с миром криминала: сначала в 1997 году он получил от Гагаринского межмуниципального суда Москвы полтора года условно за изъятый у него при задержании пистолет ТТ, а затем в 1999-м Красногвардейский райсуд Санкт-Петербурга осудил его за похищение человека с целью получения выкупа и приговорил по совокупности к пяти с половиной годам колонии. Впрочем, уже в 2000-м, как утверждается, Владимир Артеев был освобожден условно-досрочно. Резюмируем: даже если половина этого компромата не является правдой, братья Артеевы в любом случае не кажутся людьми, которых можно безнаказанно «кинуть» или «подставить».
В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.