Сейчас на учете в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Омской области находится почти 18 тысяч алиментщиков. Это все те, кто должен своим детям. Причем, пять с половиной тысяч человек долг признают, а потому платят. Остальные либо не работают, либо скрывают свои доходы.

Какое главное дело мужиков на Руси? Известно - смастерить ребеночка. Работа не пыльная, но ответственная. А главное, благодаря кому по истечении 9 месяцев появляется счастье в семье? Конечно, ему, мужчине. Ну, дело справил, а дальше как кривая выведет: случиться понянькаться, в садик-школу-институт отправить - хорошо. Нет - ничего, сама справится. Ни одна еще с голоду не заморила. Разве уж совсем пропащая, так на таких органы опеки есть. Приедут, заберут.

Не едут? Так туда и сходить можно – пожаловаться. А чего стесняться? Все люди. Для поддержки отцы-герои обычно свою маму берут. Жалуются в два голоса: мол, четверо детей, а она, непутевая, дома не бывает: все по деревне носится, кому огород вскопает, кому корову подоит. Детских 270 рэ на каждого получает, да за многодетность доплату - 310, а, кроме молока да хлеба, ребятишки ничего и не видят.

- А вы как же? – спрашивают в опеке.
- А что я, я в другой деревне живу, работы нет, только мамина пенсия и выручает. И рад бы помочь, да нечем.

- А ведь как хорошо начиналось, - добавляет мама.- Жили молодые душа в душу. Она на ферме дояркой, к 5 утра сбегает, подоит, к завтраку уже дома, когда блинов, когда булочек завернет, мужа покормит. А как первого родила, так и не заладилось. Я их с дитем из роддома забрала, коечку еще сынову с сарая занесла. Живи да радуйся. Там и сам пришел – 15 суток отбывал – очень уж ребеночку радовался. Так ведь, нет, давай от него нос воротить. Уходила сколько раз. Походит-походит с ребятишками по подружкам и опять домой. А сейчас и вовсе в город ездит на заработки, дети весь день на замке. Вы ее лишите родительских прав, пусть знает, как мужа не слушать.

- На биржу бы вам встать, все какие-никакие деньги детям пошли бы,- советует сотрудник опеки.
- Алименты?! - с ужасом восклицает отец. - Нет. Не нужен я? Пусть сама справляется. Я судебным приставам так и сказал: Хотите, чтоб платил, возвращайте мне жену.

А она не возвращается. Справляется, как может. Хватаясь за любую работу. Справедливости ради надо сказать, что среди должников по алиментам есть и женщины, две с половиной тысячи. Лишенные родительских прав, к примеру. Им вообще зачем тратиться, если государство ребеночка на баланс взяло? Тут тебе и пособие, и льготы, а как 18 брякнет, так еще и квартирка может перепасть. И тоже можно в орган опеки. Самой, добровольно:
- Лишите меня родительских прав. Дочке 17, одеть-накормить не могу. Работать не умею, всегда был муж, недавно его не стало. Накопления кончаются. Как жить дальше?

Но это так, исключительный случай - отчаянье. А чаще:
- Забрали? Вот и растите сами.

Растят приемные родители. Посчитаем? Ежемесячная выплата - около 6 тысяч рублей. На трусы, майки, носки и прочие вещевые надобности – около 2 тысяч в месяц. Школа, детсад - как минимум, 500 рублей. Приболел – не меньше 1000 на лекарства. Остается 2500, на которые и надо прокормить ребенка из расчета 83 рубля в день. Тут тебе завтрак, обед, ужин, фрукты-йогурты и прочее. А ведь хочется, что б не хуже людей … А то свои же, местные, и осудят: «приемный, так и не жалко».

Остается ждать, когда проснется совесть алиментщика. Или он на пенсию выйдет, тогда придется задолжавшему алименты ребенку все же выплатить, даже если тот давно вырос - долг не списывается, не закрывается. Но, говорят, хороша ложка к обеду…

Потому судебные приставы проявляют недюжинную изобретательность – пишут письма и взывают к совести, развешивают объявления и транспаранты «Твой исполнительный - неисполнительный лист». Мера затратная, однако, действенная не всегда, а вот ограничение права на выезд за пределы РФ помогает неплохо. За четыре прошедших месяца омские приставы направили в пограничную службу 4 306 постановлений, что позволило обеспечить взыскание 65 миллионов 468 тысяч рублей. Порадовались, должно быть, детки!

В ближайшее время ждут стражи порядка нормативный документ, позволяющий ограничивать должникам право пользования автомобилем. Эта мера, к примеру, в Белоруссии сократила количество должников почти на треть. Глядишь, и нам поможет – пешком ходить желающих не много. Впрочем, есть и такие, для кого лишнее телодвижение - на вес золота. На поиски работы на биржу труда в этом году судебные приставы направили 3000 человек. Четверть из них дошли. 324 человека даже были трудоустроены, 462 человека предпочли статус безработного и пособие к нему.

К самым злостным уклонистам-алиментщикам применяют судебные приставы крайнюю меру: привлечение к уголовной ответственности. Но и тут специфика: большинство приговоренных вместо обязательных или исправительных работ выбирают... арест, срок которого может варьировать от 3 месяцев до года.

Обязательные же работы богаче делают не детей – государство, в бюджет которого идет все заработанное. Но и государство периодически берет на себя обязательства должника.

Так, если тот в розыске, то детское пособие назначается единственному родителю, как одинокой матери, из расчета 870 рублей в месяц – гуляй, не хочу! Тут тебе и цирк, и театр, и кино, и летний отдых…Таких потеряшек в нашем регионе нынче зафиксировано полторы тысячи человек!

При этом Омск входит в число регионов, где должников по алиментным обязательствам год от года становится меньше. Связано это, по словам Елизаветы Степкиной, уполномоченного по правам ребенка при губернаторе региона, с негативным отношением общества к нерадивым родителям.

- Среди наших знакомых, друзей есть люди, которые не выплачивают алименты, и мы должны на них влиять, - призывает она.

Я уже начала, а вы?