Экс-глава РЭК Омской области Константин Марченко, обвиняемый СКР в халатности, требует по суду 2 миллиона рублей за «необоснованное привлечение к уголовной ответственности»
С иском о моральной компенсации вреда за прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в Куйбышевский районный суд г. Омска обратился бывший руководитель Региональной энергетической комиссии Константин Марченко (судья Марат Сафаралеев).
Напомним, в 2013 году глава РЭК угодил под череду громких скандалов, привлекших внимание федеральных СМИ и столичных силовых ведомств. По горячим следам на чиновника были возбуждены уголовные дела по признакам таких преступлений как «халатность» и «превышение должностных полномочий». Расследование участия Марченко в необоснованном повышении ряда тарифов продолжалось более года. В июле и в сентябре 2014-го уголовные дела неожиданно были прекращены с формулировкой «за отсутствием состава преступлений».
Теперь, судя по всему, пришло время активничать господину Марченко. За два постановления о прекращении в отношении себя уголовных дел по статье 293 УК РФ («халатность») он требует с министерства финансов по 1 млн рублей. Учитывая, что на момент начала данного судебного производства таких процессуальных решений «о прекращении» набралось уже пять штук, то исковые требования экс-чиновника к государству и бюджету могут вырасти до 5-ти миллионов соответственно.
Представитель истца адвокат Антон Антонов в приватной беседе пояснил, что «деньги для его доверителя не главное, это может быть и одна тысяча рублей, много важнее понять на какой стадии следственных действий находится сегодня дело господина Марченко». Тем не менее, на суде в ходе обмена ходатайствами эта позиция не помешала ему приложить в обоснование финансовой стороны своих исковых требований выписки из историй болезни бывшего РЭКовца, которые «подтверждают моральные страдания, нервные срывы и обострения ряда болезней, случившиеся у подозреваемого на период следственных действий». Представитель министерства финансов РФ категорически возражала, так как «выписки не прослеживают причинно-следственную связь между заболеваниями истца и его трудовыми коллизиями». Позиция была поддержана и судом, и адвокатом Антоновым. Решено истребовать из медучреждений больничные документы в полном объеме. Без купюр и временных ограничений.
Впрочем, не исключено, что иск о компенсации уволенного из-за громкого тарифного шума чиновника вообще преждевременен. Ведь, как пояснил судье Марату Сафаралееву сотрудник омского Следственного комитета, «на 20-е августа следственные действия в отношение К.В. Марченко не окончены». Здесь уже подтвердить позицию соответчика официальными документами из прокуратуры и СКР попросила сторона истца. И суд.
Особую пикантность данному процессу придает фигура следователя СКР Романа Водолазского, прекратившего было уголовное преследование оскандалившегося на всю страну чиновника. Бывший работник областного УВД уже и ранее засвечивался в делах, которые с подачи федеральных структур прямо характеризовались такими красноречивыми эпитетами как «волокита», «процессуальные нарушения», «недопустимый характер». После этого экс-милиционер переходит на работу в… Следственный комитет, а, получается, после «удачного» завершения «дела Марченко» переходит в подразделение СКР, отвечающее за процессуальный надзор за работой следователей.
В контексте заявленных господином Марченко финансовых требований не совсем красиво выглядят и руководители местных подразделений Прокуратуры и СКР, которые, по словам адвоката Антонова, «на всю страну заявили о виновности его подзащитного, как о свершившемся факте» и «теперь не знают как выйти из этого положения». Судя по всему, воспрявший духом экс-глава РЭК готов к восстановлению своего честного имени (а может, и должности?!) в полном объеме. На прекращение уголовного преследования «по не реабилитирующим основаниям» он, по словам своего адвоката, «категорически не согласен».
Судебное заседание отложено на 30 сентября. Мы будем следить за развитием событий.
Александр Грас