На БК55 вчера появилась заметка об обнаружении белогвардейского обоза на дне реки на Алтае, якобы содержащего пропавшее «золото Колчака». На самом деле, никакое золота никуда не пропадало. Увы, к разочарованию многих искателей.

Золотой запас империи был захвачен полковником Каппелем в Казани 7 августа 1918 года. Большевики отправили золото в Казань, подальше от германского фронта, но беда пришла с другой стороны. Каппель докладывал в телеграмме полковнику С. Чечеку: «Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России в 650 миллионов…». Кроме того, из казанской части Золотого запаса Российской империи белым достались 100 млн рублей кредитными знаками, слитки золота, платины и другие ценности. Золото транзитом через Самару и Уфу попало в омское отделение Госбанка и досталось адмиралу Колчаку.

Как пишет историк Олег Будницкий, всего в распоряжении адмирала оказалось золота на 645 млн 410 тыс. 870 руб. Физически это были 490 тонн 448 килограммов золота преимущественно в монете и слитках, а также сравнительно небольшое количество золотых полос и кружков. В состав золотого запаса наряду с российской входили монеты 14 государств. Больше всего было германских марок - 24 080 тыс., далее по паритету шли испанские альфонсы - 892 750 штук и английские соверены - 532 тыс. штук.

А 15 января 1920 года на станции Иннокентьевская близ Иркутска адмирал Колчак был передан союзниками уполномоченным иркутского эсеро-меньшевистского Политцентра. Вместе с адмиралом в руках Политцентра оказалось и «колчаковское золото». Вскоре и адмирал, и золото оказались в распоряжении большевиков. Попавшее в руки большевиков золото на общую сумму 409 625 870 золотых рублей было доставлено в Казань. Но что стало с остальным золотом? По подсчетам Будницкого, разница составляет почти 240 млн рублей.

Оказалось, что и их судьба вполне поддается исследованию. Так, колчаковскими финансистами было отправлено за рубеж золота на сумму около 190 млн золотых рублей. Часть золота на сумму 35 186 333 долл. была продана с мая по сентябрь 1919 г. французским, японским и британским банкам, остальное было депонировано на счетах в качестве обеспечения кредитов в разных странах и оружейных фирмах. 4 млн долларов потратили на печать денег для правительства Колчака, которыми так и не воспользовались.

Один из золотых эшелонов, направлявшийся из Омска во Владивосток, был захвачен атаманом Г.М. Семеновым. В поезде находилось золота на 43 557 744 руб. Оно было израсходовано атаманом на содержание своих войск, на зарплаты железнодорожникам и прочие нужды. Какую-то часть золота украли чехи, 5-6 млн.

Депонированное в западных фирмах и банках золото было в основном использовано для расчета по кредитам. Часть золота после всех расчетов осталась, и ей распоряжался т.н. Совет российских послов. Этой части «колчаковского золота» была суждена неожиданно долгая жизнь после окончания Гражданской войны. На эти деньги происходило расселение армии Врангеля на Балканах, шла финансовая помощь русской эмиграции. Выплаты эти шли вплоть до 50-х гг.