Виктор Киселев, экономист по образованию, землей занимается серьезно и давно. Предприятие «Скиф», созданное в 1996 году исключительно как строительная организация, теперь растит хлеб.

 

– Строить уже невыгодно, – считает Виктор Викторович, – хоть и говорят, что это второй по прибыльности бизнес после наркотиков, но только не в нашей стране. Слишком много строительных компаний-однодневок, не несущих социальных обязательств, а значит, с иной ценовой политикой. Хлеб же на рынке всегда нужен. Цена нестабильная, но что делать? Работаем над диверсификацией – добавляем новые культуры. Житель я сельский, тяга к земле всегда была. Огородом сам занимаюсь, супруга только урожай снимать помогает. Дома у меня теплица: овощи для семьи круглый год выращиваю, пробую тропические растения. Инжира уже наелись, папайю пока только пробуем. Ну, это так, для души. Основа жизни – хлеб. Не будет зерна – не будет мяса, молока. Землей заниматься надо, тогда и отдачу получать будешь. А я по жизни любопытный, – мой собеседник улыбается, – привык добиваться цели. Не стыжусь спрашивать совета опытных специалистов. Азы агрономии изучал по книгам, интернету, советчики добрые были.

Начинал Киселев в 2000 году – строительных заказов почти не было, как и денег. Точнее, они были, но только в долгах – плохо рассчитывались с компанией учреждения района. Вот в счет долгов и посеялся Киселев в первый год. С землей тогда проблем не было – брошенной да заросшей бурьяном по всей области хватало. Технику искал по знакомым. 200 гектар – это то, на что хватило сил. Трактор ДТ, обрабатывающий почву, в зарослях был практически не виден, только кабина изредка посверкивала.

Сегодня поля «Скифа» ухоженные и аккуратные. Посев в этом году осуществляет новый посевной комплекс ДМС производительностью до 200 га в сутки. Стоимость такой машины около 10 миллионов рублей. О результатах его работы говорить рано, убеждают в хозяйстве, однако уже сейчас видно, что посев качественный.

– До скачка цен успели приобрести, – не без гордости говорит руководитель хозяйства. – Конечно, на собственные средства купить дорогосто­ящую технику невозможно. Кредит взял. Государство, правда, возвращает часть процентов, сейчас вообще месяц в месяц, без задержек, не как раньше – по году не давали. Несвязанная поддержка, что на каждый гектар идет, нынче подросла, одно плохо – почему на пары (вспаханные земли, которые оставляют незасеянными на один год с целью увеличения количества влаги и полезных веществ – прим. ред.) ее нет? Ведь с парами не меньше работы, да и нужны они, если заботимся о плодородии земель.

Хозяйству требуется вторая посевная машина, чтобы техника была взаимозаменяемой.
– Правда, тогда и земли дополнительные нужны, – подсчитывает Киселев, – а их у нас в районе нет.

Посевную кампанию в хозяйстве провели в круглосуточном режиме – восемь механизаторов хозяйства менялись согласно графику, техника не замолкала ни на минуту. За ходом работ руководитель хозяйства может следить практически в режиме онлайн с помощью специальной системы видео­мониторинга. Не обязательно быть постоянно в поле, но Киселев там всегда, лишь иногда меняясь со своим заместителем:
– Не потому, что не доверяю, нет. За пятнадцать лет коллектив сформирован – все специалисты. Никого подгонять не приходится. Когда начинали, были проблемы с людьми: с недобросовестностью, разгильдяйством, варварским отношением к технике. Теперь все работают на совесть. С разной выработкой (тут свои причины), но желание работать есть у всех. А иначе и нельзя. Если работать через силу, что называется без огня и задоринки, то и отдачи не будет.

За качество в «Скифе» платят две зарплаты. После появления всходов бригадир, агроном, учетчик проводят приемку посевов. Метод давний, дедовский: выезжают на поле, кидают «фуражку», в ней-то и подсчитывают количество посевов, соотносят с заданным и получают коэффициент качества.
 – Давно работаем по этой схеме. А иначе нельзя. Сельское хозяйство работает авансом. Вложили в землю – результат получим в уборку. Брак допустили – обнаружим только в августе, когда убытки будем подсчитывать, – рассказывает Киселев.

Тут же в хозяйстве трудится и Киселев-младший, сын Виктора Викторовича Вадим. Четыре года, как окончил автодорожный институт, но землей занимается охотно.
– Нет-нет, не заставлял, не уговаривал, – предвосхищая мой вопрос, отвечает Виктор Викторович. – Сын сам сделал свой выбор, я лишь предложил. Четвертая посевная на его счету. Конечно, всякое бывает. Я на работе на своих и чужих никого не делю. Есть за что – спрошу по всей строгости. Но он молодец. Технику новую купили, конечно, приезжали специалисты – настроили, показали, как работать, да и уехали. А уже все тонкости, нюансы Вадим с механизаторами осваивал. Так что на механика не жалуюсь, повезло мне с ним!

Планы на будущее в хозяйстве понятны: работать на своей земле, получать урожай, который реализуют в ООО «Черноглазовские мельницы» – это крупнейший производитель муки в Омской области. А значит, почти все зерно, выращенное «Скифом», будет мукой.
– Весь мир не накормим, – подсчитал экономист Киселев, – но свой вклад в продовольст­венную безопасность страны внесем.

Справка

ООО «Скиф» расположено на территории Таврического муниципального района. Работает с 2000 года, занимается производством зерновых на площади в 3 тысячи га. Предприятие ежегодно получает высокую урожайность зерновых. В 2014 году урожайность составила 22 центнера с гектара. 

10 млн руб. – цена посевного комплекса, необходимого для обработки земель.

22 центнера с гектара составляет урожайность на полях ООО «Скиф».

Юлия Лещинская

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

«Бизнес-курс» №23 от 24.06.2015 г.