Лидер омского рынка ломбардов, владелец «ЕрмакЗалогСервиса» Борис Наумов, инициировал проведение большого собрания директоров омских ломбардов. «Бизнес-курсу» он рассказал, зачем была нужна такая глобальная встреча.

– Борис Николаевич, вчера состоялось большое собрание директоров омских ломбардов. Присутствовали также ваши коллеги из Тюмени, Москвы, представитель Центробанка. В чем необходимость такой масштабной встречи?
– Вышло два серьезных документа: один касается потребительского кредитования, другой – федерального закона о саморегулируемых организациях, который проходит слушания в первом чтении. Этот законопроект будет оказывать существенное влияние на участников нашего рынка. Если о нем не говорить сейчас, потом будет поздно.

– Новый закон касается только ломбардов?
– Не только. Под действие нового федерального закона попадают страховые организации, страховые брокеры, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды, депозитарии и прочие микрофинансовые организации.

– В двух словах: в чем его суть?
– Если коротко: состоишь в саморегулируемой организации – работаешь. Если нет, должен закрыться.

– Вы довольны тем, как отреагировали коллеги на ваш призыв?
– Вести собрание было непросто. Люди не понимают, что вступление в СРО – это норма. Закон будет принят, исполнение его станет обязательным. Рассуждать о том, стоит или не стоит его принимать, – бессмыслица полнейшая. Но он пока достаточно сырой, и его нормы сложны для исполнения, есть необходимость говорить о нем сейчас, а не тогда, когда он вступит в силу и на его исполнение будет дано всего 120 дней. Это, к сожалению, осознают далеко не все. Думают, дело телячье: обмочился и ждешь, когда дождем смоет… Этот номер тут не пройдет.

– Что грозит «нарушителям»?
– Если ты не вступил в СРО, тебя не включили в реестр Центробанка, но ты продолжаешь ­работать, ­осуществляя выдачу займа, – это уже статья о незаконном предпринимательстве. А это сфера уголовного кодекса. Прецеденты будут, на мой взгляд, возникать очень быстро и просто, разбираться никто уже не станет. Нет в реестре – не вправе работать. СРО – профессиональная общественная организация, но с государственными полномочиями. Сегодня в соответствии с законом о потребительском кредитовании наш мегарегулятор – Центробанк. Часть функций по отчетности и контролю ЦБ в перспективе передаст СРО.

– Закономерный вопрос: как туда вступить?
– Вчерашнее собрание, по сути, носило учредительские функции. Главный вопрос: с кем мы в этот поезд садимся? Приглашения приходят от разных организаций – от «585» до «Лиги ломбардов», но внятных среди них мало. Если разбредемся, не сможем создать полноценное региональное отделение. Логично, если мы на территории города и области будем в одной организации. Ее мы и предлагали создать.

– На собрании от ваших «коллег по цеху» прозвучало: «Федералы хотят контролировать наш размер трусов и объемы желудка. В итоге они нас просто переедут и похоронят, а мы не хотим снова возвращаться в 90-е, спускаться в подвалы. Не для того ли собирают информацию, чтобы закатать нас в асфальт?». Насколько оправданы эти тревоги?
– Опасения объективны и вполне очевидны. Если сейчас серьезно не отнестись к этим вещам, к формированию самих органов и людей, которых туда избирают, можно получить такого рода рецидивы. Хотя у нас есть люди, которые и между струйками дождя умудряются пробежать, не замочившись. Да, состояние испуга есть. Из 370 участников омского рынка 250 не сдали отчетность свое­временно. А ЦБ – организация дисциплинированная и достаточно быстро реагирующая. Уже пошли предписания об административных наказаниях. В рамках норм ЦБ это 500-700 тысяч рублей штрафа. Для наших микропредприятий – огромнейшие деньги. Шум, резонанс, испуг. Поэтому и бьем в колокол.

– У вас крупное предприятие, лидер рынка. Если мелких «нагнут», разве вы от этого не выиграете? Ломбарды не единственный ваш бизнес. Зачем вам вообще все это нужно?
– С одной стороны, может, и выгодно. Но мы ведь тоже под действием тех же законов и заинтересованы, чтобы региональные организации состоялись как нормальные здоровые субъекты рынка. Им дано право участвовать в законодательстве, подготовке законопроектов. Ведь мы зачастую сталкиваемся с тем, что проекты готовят люди, далекие от того или иного бизнеса. Когда мы имеем право совместно обсуждать новшества, готовить предложения для Госдумы, это дает возможность профессионально влиять на процесс.

– Что в итоге постановили?
– Приняли решение, что все вступаем в одну организацию, которая получила название «Региональная ассоциация профессиональной защиты участников ломбардной отрасли». Избрали состав правления и до 10 мая должны подготовить документы для отправки в Москву.

Справка

250 участников омского рынка ломбардов из 370 не сдали отчетность своевременно, что грозит штрафами до 700 тыс. руб.

Беседовала Елена Ярмизина