200 лет назад в истории Европы случилось невероятное историческое событие. Французы со своей Великой Революцией уже и до этого потрясли основы старого мира, свергнув монархию Бурбонов и взявшись насаждать свои порядки во всем мире. Благо и лидером у них оказался уникальный человек и талантливейший полководец – Наполеон Бонапарт. Однако Московский поход сгубил его. Вот не надо бы….
В октябре 1813 года произошла знаменитая «Битва народов». Коалиция из русских, австрийских, прусских и шведских войск численностью в 320 тыс. человек нанесла поражение 160-тысячной армии Наполеона. 31 марта 1814 года союзные войска под предводительством блестящего 36-летнего красавца русского императора Александра I вступили в Париж. Это был «ответный визит» за посещение Наполеоном Москвы.
6 апреля 1814 года Бонапарт отрекся от престола. Еще со времен русского похода, когда во время отступления его чуть было не взяли в плен под Малоярославцем, Наполеон хранил у себя заветный пузырек с ядом. Теперь, как решил «император французов», пришло время им воспользоваться. Однако от долгого хранения яд выдохся и разложился: самоубийство не состоялось.
Наполеона сослали на остров Эльбу – недалеко от его родной Корсики. Ссылка была весьма почетной, «королевской». Из уважения к его императорскому статусу фактически Бонапарту отвели этот остров во владение. У него даже был свой гарнизон, в который входили 6 рот Старой гвардии в 610 человек, Батальон Эльбы 649 человек, Корсиканский батальон 150 человек и легкая кавалерия 120 человек, плюс артиллерийская батарея и небольшой флот. Правда, победители Наполеона разрешали ему иметь при себе всего 400 солдат.
Но держать льва в такой непрочной клетке – невозможно. И вот в конце февраля 1815 года неугомонный Наполеон на своих кораблях бежит с острова и высаживается во Франции. И далее начинается отсчет этих 100 дней наполеоновского чуда. Первый же отряд королевских войск встречает его криками «ура», а затем всё это повторяется при подходе к другим городам. Наполеон идет по Франции как триумфатор. Изгнанный «узурпатор» знал о том, что французы недовольны возвращением королевской династии Бурбонов, недовольны попытками реставрации феодализма. Ведь император уже фактически передал земли феодалов французским крестьянам, ввел самое прогрессивное на то время законодательство и оставался очень популярным в народе.
В столице провинции Гренобле правительственные офицеры попытались было организовать сопротивление мятежному императору, но Наполеон сам выехал к солдатам, победоносно прошедшим во главе с ним всю Европу, и крикнул: «Солдаты 5-го полка, вы узнаете вашего императора? Если кто-то хочет меня убить, то вот я здесь». Офицер скомандовал «Огонь!», но в ответ грянуло солдатское «Да здравствует император!»
Так, не встречая сопротивления, Наполеон шествовал по Франции. Везде его встречали цветами и ликованием, войско императора росло как снежный ком. В Лион он уже вступал во главе шести полков с артиллерией, а те дивизии, которые прислал сюда король Людовик для подавления мятежа, прошли парадом перед Бонапартом. А затем и большая армия маршала Нея перешла на сторону Наполеона. Именно в те дни в центре Парижа на Вандомской колонне появился рукописный плакат «Наполеон — Людовику XVIII. Король, брат мой! Не присылайте мне больше солдат, у меня их достаточно. Наполеон».
19 марта король с семьей бежал из Парижа в сторону Бельгии. И ровно 200 лет назад, 20 марта 1815 года, через двадцать дней после высадки Наполеона на французское побережье Бонапарт без единого выстрела вошел в Париж и снова возглавил Францию.
И опять вся феодальная монархическая Европа стала собирать силы против императора новой формации. Франция же была очень ослаблена после длинного периода войн против всего мира. В конце концов, битва под Ватерлоо 18 июня 1815 года – собственно единственная, которую Наполеон проиграл, – подвела итог этому второму правлению весьма оригинального императора французов.
Ну, а затем Наполеона уже нещадно законопатили на очень далекий английский остров Св.Елены, с которого бежать было невозможно. Там он и провел свои последние шесть лет жизни. Но те сто дней, когда он, поверженный арестант, ярким метеором пронесся по ликующей Франции и снова принял бой против всей реакционной феодальной Европы, остались в истории как выдающееся феноменальное событие.