К «зачистке» сибирских руководителей, отклонившихся от «партийной линии», подключился известный политический телекиллер.

Телерадиоведущий Владимир Соловьев взялся всерьез за «жуликов и воров». Главный из них в России, по его версии – новосибирский губернатор Владимир Городецкий. Семь эфиров подряд в программе «Полный контакт» («Вести ФМ») посвящены были его деятельности, и Соловьев заявил, что готов говорить о ней дальше – в день как минимум полчаса. Хотя информационный повод вроде бы исчерпался (если он вообще был изначально), уже в первой серии. Почти весь «компромат» на Городецкого в ней прозвучал.

«Я не знаю, правда это или нет. Но по некоторым данным, этот человек много-много лет был мэром Новосибирска, а сейчас стал губернатором. В последний день подписал 100 землеотводов… Вот такой вот уровень абсолютно наглого, омерзительного воровства».

Правда это или нет, не так уж и важно, потому что автору монолога «кажется, что давно не сажали их всех. Вот просто давно не сажали».

Тут телезвезда точно ошибается. Да, лет 75-80 назад сажали их чаще, но сажают их и сейчас, и те времена, о которых печалится Соловьев, по многим признакам возвращаются. Взять, к примеру, ту же Сибирь. Сравнительно недавно посадили первого вице-губернатора Омской области Юрия Гамбурга, обвиняемого тоже в землеотводах, причинивших якобы ущерб городу (по одной версии на 400 млн рублей, по другой – на 24). Правда это или нет, судьи пока не знают (само дело еще не рассматривалось в суде), знают только, что до Гамбурга документы подписывали эксперты, тем не менее держат его под стражей, чтобы он никуда не сбежал, хотя за него поручился губернатор Назаров. 19-го ноября срок пребывания обвиняемого в СИЗО, где отсидел он уже 5 месяцев, был продлен еще на 2, несмотря на то, что за 5 дней до продления с ним случился гипертонический криз.

Ранее писали мы о посадке под домашний арест бывшего мэра Томска Николая Николайчука, сменившего на этому посту Александра Макарова, отбывающего наказание в Иркутской ИК. Два с лишним месяца назад возбуждено уголовное дело в отношении экс-губернатора Василия Юрченко – предшественника Городецкого. Все они, как и Гамбург, по версии следствия, «превысили полномочия» – при землеотводах или расходовании бюджетных средств. Трудно сказать, правда это или нет. Точно известно только то, что все пятеро вели себя как-то неправильно.

Николайчук, уйдя из градоначальников, уехал в Крым, став главным идеологом предвыборной кампании в Заксобрание «народного мэра» Севастополя Алексея Чалого, проходившей под странным лозунгом «Русская весна... что дальше?». Макаров позволял себе такие высказывания: «Разрушение местного самоуправления ведет страну к тоталитарному режиму», «Я не хочу, чтобы президент думал, что всех можно построить по ранжиру» и пр. Юрченко зачем-то уволил с должности своего помощника Романа Путина – двоюродного племянника Самого. Гамбург, как заметил бывший его преподаватель в университете, в далеком прошлом вице-спикер Госдумы РФ Сергей Бабурин, «повелся на провокации, поссорившись в Омске со всеми силовиками». Схожие версии – о том, что дело это возбуждено по заказу влиятельных сил, – высказывали и нынешние депутаты ГД Олег Смолин и Александр Кравец.

21 ноября Басманный суд г. Москвы заключил на 2 месяца в СИЗО гендиректора омского НПО «Мостовик» Олега Шишова. Правда, он не чиновник, но многолетний депутат Законодательного Собрания, и по статусу, без сомнения, входит в число первых лиц региона. Как рассказывали мы ранее, у компании начались неприятности после строительства объектов Олимпиады и знаменитого моста на остров Русский.

Но, по мнению аналитиков, причиной возбуждения уголовных дел в отношении главы «Мостовика» могло стать опрометчивое соперничество – за право строительства моста на «остров» Крым с компанией «Стройтрансгаз», принадлежащей близкому главе государства по жизни предпринимателю Геннадию Тимченко.

Есть также мнение, что Шишов превысил свои полномочия, подав встречный иск к Управлению делами президента, решившему расторгнуть с «Мостовиком» договор на строительство в Приморье океанариума, хотя он готов на 94% (что любопытно, на них потрачено 15 млрд руб., а на 6% оставшихся выделено 12). Арестовали Шишова за день до вылета во Владивосток, где он должен был встретиться с президентом, посетившим этот объект.

За Шишова вступился Совет ветеранов Советского округа Омска (там находится офис НПО), направивший обращение Путину и Медведеву. Неизвестно, дошла ли петиция, написанная от имени 50 тысяч человек, «защищавших Россию на фронтах и в тылу», до адресатов, но реакции на нее пока нет.

Дело Шишова выглядит органично в общем ряду последних «сибирских дел». Как и обвинения Соловьева в адрес губернатора Городецкого, избранного на эту должность два месяца назад – на сравнительно честных выборах (Новосибирск – единственный город, где на них допустили наблюдателей «Голоса»). Ответственность за честность их несет Городецкий, поскольку во время их проведения он был и.о. областного главы. Гамбург, кстати, как главный идеолог Омского региона, тоже ответственен за то, что выборы глав районов в нем проходили относительно честно, из-за чего на них периодически проваливалось «ЕдРо».

Но вернемся к Городецкому. Кроме незаконных землевотводов, шоумен обвинил его в связях с криминальной семьей Солодкиных, дело которых рассматривается Новосибирским облсудом уже третий год. Соловьев процитировал давнее интервью Городецкого, когда тот, еще будучи мэром, сказал, что не имеет права увольнять своего зама – Солодкина-младшего до решения суда.

Это прозвучало во второй передаче. В остальных не прибавилось информации – те же факты повторялись с новыми интонациями, зачитывались письма новосибирцев – «за» и «против». В седьмой серии радиоэпопеи 25 ноября ведущий объявил о создании специального сайта, «посвященного Городецкому и вообще Новосибирску», куда жители его могут отправлять письма с «компроматом» на губернатора и других первых лиц города и области. «А мы передадим эти обращения в прокуратуру, Следственный комитет».

Городецкий дал пока на все это один ответ: «За Соловьевым стоят деструктивные силы».

Остается догадываться, кто именно. Не относится ли к ним, например, патриарх Кирилл, поддержавший недавно новосибирских «православных активистов», которые выступили на первом Международном съезде православной молодежи. Их представители задали патриарху вопрос, правильно они поступали, срывая концерты зарубежных рок-групп, и получили его одобрение. Святейший сказал: «Я рад, что все больше молодых людей понимают, что за русскую идентичность, за нашу веру и наши ценности надо бороться, когда это необходимо».

А глава региона, похоже, чего-то не понимает: при его попустительстве повадились в город западные рок-исполнители, и ни областные, ни городские правители не запрещают им выступать. Позволяют школьникам отмечать «американский праздник хэллоуин». На эти и другие политические ошибки указал на днях Владимиру Городецкому митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Опечалило владыку и то, что в День народного единства не проводилось в городе никаких торжеств. Статья Тихона на сайте епархии напомнила о временах, когда самым тяжким грехом считалось отклонение от линии партии: с руководителей, да и с обывателей спрос был за это гораздо суровее, чем сейчас. Так что Владимир Соловьев, наверное, в чем-то прав: по большому счету давно уже не сажали их всех.