За последнее время довелось столкнуться с несколькими памятниками времен Гражданской войны, что навело меня на размышления, вызвавшие еще больше вопросов.

Сначала я побывал в Центре изучения истории Гражданской войны — резиденции Колчака. Мы снимали там невинный сюжет о фонтане, некогда бывшем в усадьбе купца Батюшкина. Рядом с местом бывшего фонтана уже три года стоит другая «чаша». Это монолитный постамент для несостоявшегося памятника Колчаку. Мы делали его в начале зимы 2011 г. Сначала сломали сделанное буквально за месяц до того благоустройство. Потом копали мерзлый грунт, выносили сети, заливали монолитный железобетон с прогревом. Насколько помню, мы залили около 60 куб. метров бетона, смонтировали около 10 т металлоконструкций. Даже был закуплен аж в Норвегии по спецзаказу особый гранит, который должен был свои видом символизировать океан. Всего из областного бюджета было освоено более миллиона рублей. Но зимой работа не была завершена, потому что заболел автор скульптуры — московский скульптор Ногин (правда, живет он в Австрии). А весной 2012 года сняли губернатора Полежаева. Решение об установке памятника было волевым. Оно было принято им лично, ни с кем губернатор особо не советовался. Точнее, он посвятил узкий круг приближенных в свои планы, спорить с ним никто не посмел.

Идея была неоднозначна в разных смыслах. Сначала памятник планировали установить в другом месте — у магазина «Океан». Он был задуман и сделан под масштаб той площадки. Колчак в нем был представлен в образе флотоводца на капитанском мостике. Сразу возник ряд возражений. Первое из них — при чем здесь магазин «Океан»? Это возражение пытались разрешить, перенеся памятник во двор дома Батюшкина. Место стало бесспорным, поскольку Колчак здесь жил. Возникла другая проблема — двор тесный. Авторскую идею Ногина пришлось урезать, тогда памятник как-то втиснулся, заняв почти весь двор. Например, расстояние от пьедестала до террасы всего 2 метра. Высота памятника соизмерима с высотой дома. Для установки монумента даже стилизовали фасад пристройки к дому Ббатюшкина, в которой размещается ЗАГС. Если проблему размещения как-то разрешили, то проблема образа осталась.

Не знаю, кто решил изобразить Колчака в образе флотоводца, но это породило другой возражение — он здесь не плавал. Это возражение выдвигала интеллигенция, в том числе краеведческая, из благих побуждений исторической достоверности. Они говорили, что именно этот памятник неуместен, но идею подхватили и развили противники Колчака, говоря, что никакой памятник неуместен. А тем временем скульптор Ногин завершил свое произведение и получил за это из областного бюджета 15 000 000 рублей (для приличия деньги провели через внебюджетный фонд). С уходом Полежаева установку памятника заболтали. Демагогия — великая сила. Других вариантов не предложили, хотя они и были. Например, еще в 80-е годы прошлого века архитектор Хахаев со скульптором Голованцевым предлагали на том же месте — во дворе дома Батюшкина — установить бюст Колчака, который бы никого не раздражал.

В итоге совсем другую скульптуру Колчака установили у одноименного ресторана. Это была частная инициатива, поэтому заболтать ее было невозможно. Формально скульптура числится рекламной конструкцией ресторана. Интеллигенция, как всегда, поморщилась. Но сторонники Колчака приняли эту скульптуру как памятник, хотя мы отдаем себе отчет, что масштаб личности Александра Васильевича заслуживает большего. Но всякий памятник является еще и памятником той эпохи, в которую он возник и отражает наш уровень оценки своей истории.

Но дальше идут вопросы, ответ на которые я сам хотел бы узнать. Что делать с «чашей» во дворе дома Батюшкина? Когда там будет устранен погром? Передан ли пьедестал вместе с Центром изучения Гражданской войны на баланс Министерства культуры или он оказался бесхозным? Куда девать камень, закупленный для облицовки пьедестала? И наконец, где сам памятник и что с ним делать? Я слышал самые невероятные версии. Говорят, что он на заводе в Подмосковье, где его собрали. Другие говорят, что памятник на каком-то складе в Омске. Есть экзотическая версия, что он установлен на даче Полежаева. Я слышал, что он уже продан в Санкт-Петербург, где его с радостью готовы установить. Может, придумают другие версии, все они возникают из-за молчания чиновников. Они считают, что народ ставить в известность необязательно.

Недавно возникла инициатива вынести вопрос об установке памятника Колчаку на городской референдум. Честно скажу, инициатором был не я, но когда меня пригласили в инициативную группу, я без сомнений согласился. Правда, в идее референдума есть недосказанность, потому что не оговаривается, о каком памятнике идет речь и где он должен стоять.

Прошедшим летом довелось присутствовать на открытии памятных досок на монументе жертвам Куломзинского восстания. До этого долго было непонятно, кому он посвящен. Сейчас написали «Борцам за свободу». В 90-е годы с попустительства властей памятник был доведен до руин. Причем его ломали не просто хулиганы. Для того чтобы разрушить железобетонную ротонду, нужен был компрессор, отбойник, кран. Несколько лет назад его кое-как восстановили, но он потерял свой смысл. Например, та же ротонда изначально имела 5 колонн, что символизировало пятиконечную звезду революции. После ремонта ротонда имеет 6 колонн. Какую звезду это символизирует? Остался не восстановлен еще один смысловой элемент — венок на ротонде, денег не хватило. Под памятником есть небольшое помещение. Сейчас оно замуровано. Я считаю, что оно может быть использовано под музей изучения Гражданской войны. Памятник будет под присмотром и обретет дополнительный смысл.

Восстание 22 декабря 1918 года на самом деле было одним из ключевых событий Гражданской войны. Если бы руководители большевистского подполья проявили решительность, оно имело бы шансы на успех и тогда история страны пошла бы иначе.

Еще один памятник жертвам Колчака стоит на Красном Пути. Понятно, что раз победили красные, то они объявили себя героями, а белых — подонками. И пока красные были у власти, иначе быть не могло. Но жертвы с обеих сторон были русскими людьми. Я не предлагаю переписать историю, сломать памятники красным и установить только белым. И те, и другие соотечественники и достойны памяти. Жертвы остаются жертвами. Но возникает вопрос: куда делись гранитные плиты с именами расстрелянных с памятника на Красном Пути? Вопрос об их восстановлении даже не ставится.

Но этот памятник свидетельствует еще об одном явлении отечественной истории — ее многократном переписывании. В советское время в этом особо преуспели, что дало сейчас почву для всевозможных спекуляций. На самом деле непосредственно на ул. Красный Путь никого не расстреливали, приличия соблюдали. Просто памятник на улице виднее. Расстреливали в глубине загородной рощи (тогда она еще не была старой). На месте расстрела по свежим следам в 1920 году был сооружен памятник. Сейчас это, пожалуй, старейший монумент города. Не могу утверждать, все ли расстрелянные были перезахоронены. Но с сооружением нового памятника о старом забыли и стали утверждать, что место расстрела было прямо на улице. Старый памятник стоял заброшенный, пока территорию не отдали под застройку. Он уцелел. Сейчас он стоит в узком проходе между заборами коттеджей. Надо отдать должное — застройщик безупречно отреставрировал памятник, но его положение свидетельствует о нашем пренебрежении к своей истории.

Дома, в которых находились конспиративные квартиры, - больная тема. Свое время их объявили историческими памятниками. Это дома Рабиновича, 88 и Суровцева, 1. Проблема в том, что со времен Гражданской войны в них ничего не изменилось. Это неблагоустроенные коммунальные квартиры. Почему жильцы должны быть заложниками исторической памяти? Я за сохранение этих домов. Они имеют не только исторический интерес. Но их надо реконструировать. Вот тут и возникает самый больной вопрос — за чей счет?

Не могу не рассказать анекдотическую историю, связанную с памятником «Борцам революции», участником которой я был. Но сначала должен отметить, что к чести нынешней власти на нем восстановлена мемориальная доска с текстом приблизительно следующего содержания: «Борцам за торжество коммунизма». Но мне довелось реставрировать саму скульптуру. Как обычно, деньги украли до меня, протянули время до упора. Сделать надо было дешево и быстро. Поставили неудобные леса. Я начал с «задней» части. Утрат было много. Я отложил в памяти, что левая нога женской скульптуры сохранная. Перелез на «переднюю» сторону. Вижу, что на правой ноге у нее несуразный башмак, но нерушимо крепкий. Я решил, что исказили при поздних ремонтах и слепил поверх этого башмака более-менее аккуратную туфлю. Потом перелез обратно и только тогда обратил внимание, что левая нога у скульптуры босая. Но исправлять не было ни времени, ни средств. Так она и осталась в одной туфле.

Казалось бы, зачем я ворошу дела «давно минувших дней»? Но можно ли сказать, что Гражданская война закончилась? В обществе по-прежнему нет единомыслия и общепринятых оценок войны. Казалось бы, сейчас идеи белого движения восторжествовали. Оно было по сути буржуазно-демократическим. Но нынешняя власть не торопится признать себя наследниками белых. Видимо, мешает, красное воспитание.

У нас до сих пор твердят о «зверствах колчаковцев» и ни слова не говорят о подавлении Ишимского восстания, когда Красная армия брала восставшие села после артподготовки, а потом добивала выживших поголовно. Это было в 1921-22 годах, когда Гражданская война официально закончилась.
Среди восставших не было офицеров и дворян. Все они были крестьянами, вчерашними «красными партизанами». Они свергли рабоче-крестьянскую власть от Ледовитого океана до Казахстана. Красноармейские гарнизоны удержали только крупные города. У нас об этом до сих пор молчат.

Наше общество до сих пор разделено на красных и белых. Особенно ярко это видно у казаков. Правда, борьба стала более сложной. Появились оттенки. Часть красных стали розовыми. Появились бело-голубые, которые продают Россию на Запад. Даже в советское время при всей ненависти к белым не отрицали, что они были людьми идеи. И хотя раньше об этом не любили говорить, но и особо не отрицали, что, несмотря на все издержки военного времени, участники белого движения в массе своей были людьми чести. Видимо, сейчас мало кто торопится в наследники белого движения, потому что подсознательно понимают, что чести не имеют. А наследники красных цепляются за свой героизм, потому что иначе надо отвечать за Ишимское восстание и другую «недобитую контру».

Для меня установка памятника Колчаку станет символом если не национального примирения, то хотя бы окончания Гражданской войны. Только тогда война станет историей, к которой мы можем спокойно относиться и извлекать уроки.