Омский раввин Ошер Кричевский продолжает свою борьбу в суде за право остаться в России. Обозреватель БК55 Александр Потиевский по просьбе редакции высказал свое мнение о громком скандале.

- Ведический подход, с точки зрения которого я пытаюсь смотреть на события современности в этой колонке, подразумевает особое восприятие того, что в жизни в принципе важно, а что второстепенно. Так вот, с точки зрения Вед, второстепенным является то, что лежит на поверхности, быстро меняется. Замечу, поверхностное восприятие событий не значит «глупое», а, скорее, «очевидное». При этом действительно важным является то, что прячется за фактами, некий посланный свыше Урок. Поэтому вся мишура, которая сопровождает эту ситуацию, меня не интересует, но как верующему человеку мне было бы очень интересно пообщаться с самим Ошером Кричевским, чтобы узнать, как он  воспринимает то, что с ним происходит, видит ли он в происходящем Урок.

Любые неожиданные изменения в жизни означают - Бог начинает говорить с человеком напрямую. И подготовленный способен услышать это и понять. И это ощущение присутствия Бога универсально. Человек в таком состоянии горит, вдохновлен, и он реально может донести это ценное религиозное переживание до окружающих. Разумеется, я говорю не о галлюцинациях, а о реальном духовном опыте.

Кризисы бывают у всех, но материалист и духовный человек реагируют на них по-разному. Причем внешне это может выглядеть похоже. Например, как в данном случае – обращение в суд, хождение по инстанциям… Но это только внешнее сходство.


Что такое духовный опыт, сложно передать словами, это то же самое, как на словах рассказать человеку, что такое плавать… Рассказать-то можно, но сможет ли он после этого переплыть Иртыш?


Именно поэтому в любой религиозной традиции есть духовники, которые делятся своим опытом со своими учениками. Любовь к Богу передается от сердца к сердцу.


В этом смысле ситуация с Кричевским показательна еще и потому, что происходит все это не с простым прихожанином, а с духовным лидером. И с духовной точки зрения все равно, уедет раввин из России или нет. Он может остаться, а может и уехать – и быть в любом случае в выигрыше. Это произойдет в том случае, если он сумеет поделиться со своей паствой ощущением присутствия Бога, передать им свой бесценный духовный опыт.


Как я оцениваю попытку дискредитировать его, обвинив в стяжательстве, дескать, квартиру себе новую покупает, а ритуальный бассейн не построен? Лучше ответить на этот вопрос, чем известной цитатой из Евангелия «Не судите…», сложно. И вообще попытка оценить духовное состояние человека, а тем паче священнослужителя, чревата для того, кто это делает.


Кстати, на санскрите нет слова «мое», есть другое, которое переводится как «временно находящееся рядом со мной». Улавливаете разницу? Что называется, Бог дал – Бог взял.


И это ощущение не зависит от суммы, от размера имущества. Человек может иметь десять рублей и считать их своими «кровными», и «трястись» над ними. А может иметь миллион, но считать, что он принадлежит не ему, а Богу, а у него он находится только в «аренде». И со стороны, не обладая соответствующей квалификацией, увидеть эту разницу практически невозможно, как говорится, чужая душа – потемки. И давать подобные оценки, как в случае с раввином Кричевским, чревато возможностью оскорбления святого человека, а это большой грех.


Оценить подобные вещи (стяжательство это или просто индивидуальный уровень комфорта, то есть грех это или нет) может только духовник. Причем для каждого человека своя мера. Для кого-то и «Запорожец» может быть роскошью, которая тормозит его духовное развитие. При этом другой человек может без ущерба для себя пользоваться «Мерседесом», не привязываясь к нему, не считая его «своим» и используя на благо всех окружающих его людей. Другими словами, у каждого человека свой уровень безопасного для его духовной жизни комфорта и свой порог устойчивости к материальным факторам.