Годовщина столетия Первой мировой войны, украинский кризис вновь актуализировали для общества многие глобальные вопросы. Почему произошла та бойня, ведь «никто не хотел войны»? Насколько хрупко сегодня равновесие в мире, не может ли и сейчас какой-нибудь современный Гаврила Принцип снова сделать роковой выстрел?


В этой колонке мы попытаемся рассматривать события современности с точки зрения древней мудрости, а именно знаний, изложенных много тысяч лет назад в Ведах (древнеиндийских священных писаниях), популярность которых растет сегодня в мире в геометрической прогрессии.


Итак, Первая мировая война. Почему? За что? Что делать, чтобы этого не повторилось?
«Причины начавшейся кровавой бойни историкам не понятны до сих пор, - написал на сайте БК55 бизнесмен Валерий Каплунат. - Ведь никто не хотел войны. Европейские монархи были связаны друг с другом родственными узами. Почитайте, например, телеграммы, которые Вильгельм II писал своему двоюродному брату Николаю II: «…Уважаемый мой любезный брат! Мы понимаем твою трепещущую душу за события в Сербии…». В каждом послании уверения в вечном мире и дружелюбии. Двоюродным братом Николаю приходился и английский король Георг».


Одна моя знакомая недавно сказала мне, что где-то встречала информацию, что якобы в Ведах было предсказание, что мировые войны начнутся, когда животных начнут убивать промышленным способом. Не знаю, в тех источниках, которые я изучал, не встречал таких данных. На мой взгляд, связь между появлением боен и войн не такая прямолинейная. Больше похоже на то, что массовое убийство животных и массовое убийство людей – следствия одной и той же причины. Какой? Это закономерный итог развития западной (в значении - материалистичной) цивилизации. Мы привыкли ассоциировать цивилизацию исключительно с техническим прогрессом, но ведь это и уровень сознания.


Так что же это за сознание, которое провоцирует открытие боен и развязывание войн? Каковы невидимые тонкие причины этих страшных вещей? А они, можно сказать, банальны – у людей появилась жадность и зависть: желание заграбастать всего и побольше. Квинтэссенция потребительского сознания является известное высказывание любимого детского персонажа Винни-Пуха: «Для чего на свете пчелы? Чтобы делать мед. А для чего на свете мед? Чтобы я его ел». Вам тоже кажется это заявление логичным? Тогда все жалобы типа «никто не хотел войны», увы, беспочвенны. Да, никто не хотел на сознательном уровне реализации своих желаний в форме войны, но, как известно, кто сеет ветер, тот пожнет бурю.


Сегодня в связи с конфликтом на Украине заговорили о «похожести» современной ситуации той, что была перед Первой мировой, о возможности возникновения нового глобального конфликта. Как практикующий философ, психолог, увы, могу также подтвердить: да, такие аналогии напрашиваются и на уровне тонких причин.


Чем в первую очередь для нас характеризуется 1913 год? Невиданным экономическим ростом, не так ли? Мы до сих пор сравниванием нынешние экономические показатели с тем периодом. Что сегодня? Как минимум, по сравнению с лихими нищими 90-ми появилась стабильность, уверенность в завтрашнем дне – а это тоже богатство. Ведь много лет россияне не имели этой уверенности: бандиты, государство, кризис могли забрать все в один момент – на языке духовных книг это называется отречением поневоле. Так вот в 1913-м году и 2014-м богатство на внешнем уровне провоцировало появление жадности и зависти на внутреннем. А эти два качества, согласно Ведам, убивают то, что есть хорошего в человеке: правдивость, доброту и т.д.


Примерно шесть лет назад я проводил психологические консультации в России и на Украине, консультирую и сегодня. Так вот еще несколько лет назад люди задавались вопросами: почему такое с ними происходит, какие уроки они должны извлечь? Сегодня вопросы на несколько порядков ниже: с кем мне спать, как побольше урвать удовольствия от мира? То есть в наших странах у людей растет сознание, при котором все окружающее рассматривается как источник для своего удовольствия. Люди думают в основном не о том, что они могут дать миру, а что мир якобы должен дать им. И мы готовы «выгрызать» это «мое» с одинаковым остервенением из тела коровы, свиньи, человека - а это те самые бойни и войны.


Что делать? Тут, наверное, уместно будет вспомнить известное высказывание гениального Эйнштейна о том, что проблему нельзя решить на том уровне сознания, при котором она возникла. Наша личная борьба за мир во всем мире может начаться с совсем незначительных, как может показаться на первый взгляд, вещей – небольших бескорыстных поступков. Да-да, перевести незнакомую бабушку через дорогу, экономно относиться к воде, которая бежит из крана (и не только дома, но и на работе), вымыть пол не только в своей квартире, но и подъезде, отказаться от употребления алкоголя, табака, мяса… В восточной культуре это называется добровольным отречением, которое является источников многих благ для человека, как на духовном, так и на материальном уровнях.


Если кто-то не видит здесь связи, что ж, как говорится – что ни делай с человеком, он все равно упрямо ползет на кладбище. Людям, увы, свойственно такого рода рекомендации считать «детским лепетом», мол, для решения наших болезней не пойдут травки-припарки, дайте нам большую таблетку или сделайте серьезную операцию. Кстати, в Ведах по поводу такого подхода есть интересная притча о сове, которая, как известно, птица ночная, поэтому и утверждает, что солнца не существует, ведь она его никогда не видела. При этом открывать глаза днем отказывается, мол, зачем это, я сплю днем?


Еще раз повторю: пока мы не изменим свое сознание, войны будут продолжаться, гнойники будут прорываться. Идея же спасения – нужно выбраться из «колеи», которая ведет к массовым убийствам. Помните, как у Высоцкого: «Сам виноват, и слезы пью и охаю, Попал в чужую колею глубокую. Я цели намечал свои на выбор сам, А вот теперь из колеи не выбраться…» Наши «колеи» прежде всего в головах, и именно там их и надо «править».