Встречи президента России с послами и постоянными представителями РФ за рубежом проводятся регулярно. Иногда они проходят достаточно рутинно, в дежурном порядке. Встреча же Путина с послами в июле 2014 года была непохожей на все предыдущие. Тональность выступления президента была необычно тревожной. Уже в первых фразах своего выступления он заявил, что международная ситуация развивается «динамично и непредсказуемо…» и далеко не все события «носят позитивный характер». «В мире растёт конфликтный потенциал, серьёзно обостряются старые противоречия и провоцируются новые». В переводе с дипломатического на русский это означает, что глава государства недвусмысленно предупредил ответственных работников внешнеполитического ведомства о возможных серьёзных новшествах в реагировании государства российского на события на международной арене. Таким языком с послами давно не разговаривали.

Путин напрямую не называл виновника возросшего напряжения в мире, однако без труда угадывалось, что речь идёт, конечно же, о США. Президент констатировал: «Однополярная модель мирового устройства не состоялась». По мнению Путина, Вашингтон постоянно проводил по отношению к России политику сдерживания, которая не прекращалась и после окончания холодной войны. Однако это не было действительно сдерживанием, так как активно и даже агрессивно вели себя именно страны блока, «раз за разом расширявшие НАТО и придвигавшие своё подконтрольное военно-политическое пространство всё ближе и ближе к нашим границам».

Как вытекает из речи Путина, Россия долго терпела такое отношение к себе, пытаясь призвать западных партнёров к проведению политики компромиссов и взаимного уважения интересов сторон. Однако события на Украине заставили Москву перейти к другим формам реакции на действия США. «Происшедшее на Украине - это кульминация негативных тенденций в мировых делах, и они накапливались годами», - подчеркнул президент. Это, видимо, означает, что американцы перешли некую черту, после которой России понадобилось самой взяться за политику сдерживания вашингтонских ястребов. Весьма недвусмысленно глава государства заявил, что Россия не могла допустить, «чтобы на крымскую землю, в Севастополь, пришли бы войска НАТО».

Как нам показалось, Путин, осуждая деструктивную политику США, относительно деликатно говорил о странах Европы. Он по-прежнему считает, что европейские страны кровно заинтересованы в сотрудничестве с Россией, что вызывает ревность и недовольство в Вашингтоне. Голубая мечта российской дипломатии - вбить клин между США и Европой. И это, на наш взгляд, совсем не утопия. Пусть не в полном смысле этого слова. Потому президент РФ и возложил надежду на «прагматизм» политиков Евросоюза, который, как он считает, должен возобладать. Таким образом, страны ЕС получили внятный сигнал, а наши послы - ориентировку.

«Ваш ОРЕОЛ» № 28 от 9 июля 2014 г.