Самая громкая новость прошлой недели – пресс-служба облправительства объявила, что губернатор Виктор Назаров назначает министром экономики Омской области 45-летнего Александра Третьякова, в прошлом известного местного предпринимателя с неоднозначной репутацией. По мнению редакции «Бизнес-курса», Виктор Иванович допустил очередную грубую кадровую ошибку. В подтверждение нашего мнения – пять причин, почему этого не стоило делать.

 

1. Сомнительный бизнес


Стрелец – это «Омсквинпром», Шадрин – «Наш магазин», Каплунат – «Тех­углерод»… А чем, собственно, занимался предприниматель Третьяков? Что создал, построил? Где какие-то ощутимые результаты, бренды, связанные с его именем? Ответы на эти вопросы найти непросто. Его давний компаньон, ныне владелец ресторана «У Пушкина» Олег Лобов, в одном из интервью рассказывал, что небезызвестную компанию ТД «Мемфис» они с Александром Третьяковым создали в 1992 году, будучи еще студентами истфака. Начинали с обычных ларьков на улице Декабристов, потом перешли на опт. И спустя десять лет после окончания университета, на встрече выпускников, декан факультета с гордостью отметил: «Я горжусь тем, что принял участие в формировании новой русской буржуазии».
Однако чем именно занимался новый русский буржуа Александр Третьяков в 2000-е годы, сказать затруднительно. Или, вернее так, чем только он не занимался. Сеть «Сибирские пельмени», кафе «Старый Омск», СК «Новострой», развлекательный ­комплекс «Камелот», «Сибирский лес» – это, что называется, «по мелочи».


«Фигура Третьякова никогда не выпячивалась, – поделился как-то с «БК» воспоминаниями бывший сотрудник «Старого Омска», работавший там, когда к нему имел отношение наш герой. – Он был мифической фигурой, иногда, очень редко, заходившей в качестве гостя». Очень показательное высказывание.


Бизнесмены вспоминают, что Третьяков нередко непонятно как становился соучредителем фирм, имевших отношение к бывшим госактивам, прошедшим через процедуру банкротства. Так, на базе НИИ молочной промышленности появляется частная компания «ВНИМИ-Сибирь». Здание бывшей биофабрики, выпускавшей лекарственные препараты и вакцины, после банкротства предприятия продается. Гостиница «Турист» тихо уплыла от омских профсоюзов. Один из лучших местных санаториев «Колос» неожиданно для общественности стал частным… Со всеми перечисленными активами, как вы уже догадались, связывают имя Александра Третьякова. ­Каким именно образом все эти предприятия оказывались в цепких руках бизнесмена, что называется, тайна, покрытая мраком. Очевидно только одно – без помощи власть предержащих здесь не обошлось. Экс-губернатор Леонид Полежаев всегда благосклонно относился к активному предпринимателю с улыбкой вечного комсомольца. Рядом с бывшим офисом Третьякова на Ленинградской площади, где в качестве «кабинетного» животного проживала южноамериканская жаба, питающаяся новорожденными крысятами, часто парковался не только его «Ягуар», но и чужие дорогие авто. Александр Георгиевич принимал по многим вопросам.


Однако, как говорится, не все коту масленица. Самый громкий бизнес-провал Третьякова – это беспрецедентный снос его трехэтажного ТК «На Гагарина», возведенного как временный объект, строптивым мэром Виктором Шрейдером, за которым маячило грозное лицо тогдашнего главы УВД Виктора Камерцеля. Похоже, именно после этого случая бизнес Третьякова в Омске пошел под гору.
Самым красивым и публичным делом Александра Георгиевича была добыча и переработка сапропеля. Но как только «Бизнес-курс» попытался выяснить, на что были потрачены 20 миллионов бюджетных денег, которые щедрый Леонид Константинович выделил на целевую «сапропелевую» программу, Третьяков подал в суд на издание.


 Виктор Иванович, вы же легко можете выяснить, сколько ­сегодня в собственности Омской области патентов по любимой Александром Третьяковым «сапропелевой» тематике и какой они приносят доход омичам. Или неинтересно?

 

2. Сомнительные деньги


Несмотря на то, что предприниматель Третьяков никогда не входил в первую десятку самых богатых омичей по версии «БК», однако квартира у него, возможно, самая дорогая в городе.
Недавно в СМИ активно рекламировалась элитная «квартира по баснословной цене» – более тридцати миллионов рублей, сопоставимая по стоимости с внушительным загородным коттеджем. Площадь – около 300 «квадратов», шесть лоджий, камин, пруд с декоративными рыбками, эксклюзивная мебель из Европы три санузла… Два независимых друг от друга источника предположили, что речь может идти об омской недвижимости нашего героя, которую он безуспешно пытался продать после переезда в Москву.

3. Сомнительные операции


Есть мнение, что некоторые источники доходов предпринимателя были, скажем так, весьма рискованны. Уже после отъезда Третьякова в Москву в «БК» выходила информация «Банк не хочет сотрудничать с бывшими фирмами Третьякова». Источник сообщил нам, что одно из солидных омских кредитных учреждений прекратило отношения с более чем десятком фирм, среди учредителей либо руководителей которых значилась фамилия Третьякова. ­Причина? Говоря­ ­«деликатным» банковским языком, «операции транзитного характера, не имеющие экономического смысла».

4. Сомнительные связи


В статье «Омич Алексей Карпенко помог разориться петербургскому РНЦ «Прикладная химия» главный редактор авторитетной газеты «Коммерческие вести» Марат Исангазин очень ясно показал, как были связаны президент Омского областного Союза предпринимателей, депутат Законодательного Собрания Александр Третьяков и наглый мошенник по фамилии Карпенко, который сейчас, по данным СМИ, находится в международном розыске.


Напомним, от действий последнего пострадали многие омские предприниматели, в частности Геннадий Звягинцев, братья Сутягинские, а высшим проявлением его куража стало создание фирмы «Лабеан» (прочитайте слово наоборот, и смысл существования фирмы будет ясен).
Так вот, после отсидки Карпенко отбыл в Питер и волшебным образом устроился заместителем генерального директора по коммерческим вопросам и маркетингу ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия». Зачем руководству секретного завода понадобился мошенник – отдельный вопрос. Однако результат стал абсолютно предсказуем. В частности, омские фирмы с помощью Карпенко выкупили по дешевке 22 объекта недвижимости у пермского филиала крупнейшего в России химического объединения, который курировал предприимчивый «маркетолог», и пытались выгнать из собственных цехов оборонное предприятие.


Виктор Иванович, эта статья есть на сайте «КВ», ­рекомендуем вам с ней ознакомиться, если почему-то вам ее вовремя не показала ваша служба собственной безопасности. Один из подразделов этого материала так и называется – «След Третьякова». Там указывается, что в ряде петербургских арбитражных процессов, связанных с РНЦ «Прикладная химия», было задействовано ООО «Юридическая компания «Статус» с омским адресом: ул. Броз Тито, д. 2, офис 203 (гостиница «Турист»).
Приведем для наглядности еще несколько цитат из материала: «Директор и единственный учредитель зарегистрированного в омском санатории «Колос» ООО «Гудвилл Актив» гражданка Украины Елена Кайиновна Фоменко является одновременно единственным учредителем петербургского ООО «ПИК» (это один из крупнейших собственников имущества, ­некогда ­принадлежавшего оборонному РНЦ «Прикладная химия»). (…)


Учредителями ООО «УК «Прикладная механика», подавшего иск о банкротстве ФГУП РНЦ «Прикладная химия», являются омичи Андрей Яковенко и Вячеслав Карпачев. (…) Яковенко числится также в учредителях ООО «Сибирские просторы» с тем же адресом на перекрестке Омской и 30 лет ВЛКСМ, а в интернет-справках по этой фирме директором значится Виктория Третьякова. В Омске более известен Вячеслав Карпачев, он же учредитель ООО «Торговый дом «Дюна», а в недавнем прошлом – заместитель директора ООО «Торговый дом «Мемфис».


«Дальше, думаю, можно не продолжать – гостиница «Турист», санаторий «Колос» и компания «Мемфис» – все мы в Омске знаем, кто за ними стоит», – завершает главу Марат Исангазин.

 

5. Сомнительная карьера


    Опрошенные «БК» эксперты по-разному оценивают назначенца. Директор сети гипермаркетов «НоваТор» Арсен Пономарев довольно оптимистичен: «Глаза умные, чиновник не хронический, предприниматель. Если власть не будет бить его по рукам и голове, а будет делегировать достаточные полномочия, то, думаю, экономика региона получит развитие». Соучредитель группы предприятий «Музыка и кино» Денис Кошель также настроен положительно: «Во-первых, он омич. Во-вторых, начинал с малого бизнеса. В-третьих, долгое время возглавлял омский Союз предпринимателей и знает структуру экономики региона изнутри…»

 


Депутат-коммунист Андрей Алехин смотрит на ситуацию более трезво: «Экономическое положение области тяжелое. Решения проблем зависят в большей степени не от министра экономики, а от губернатора. Да и профессиональные компетенции Александра Третьякова вызывают у меня сомнения: по первому образованию он историк».

 


Еще более пессимистичный взгляд на ситуацию, пожалуй, у самого опытного и авторитетного омского банкира Валерия Степанова: «Поднимет ли Третьяков экономику Омской области? Сложный вопрос. Это в принципе одному человеку трудно сделать. По поводу же кандидатуры Александра Георгиевича – мне кажется, он по натуре больше бизнесмен, чем государственный деятель. Поэтому всегда волей-неволей будет думать больше о собственном бизнесе, а не об экономике Омской области. Я не очень хорошо его знаю, но, если хотите, чувствую. В общем, это не тот человек, который положит себя на алтарь Омской области. Не думаю, что это удачное назначение. У него вообще очень странная карьера. Он неожиданно всплыл в предпринимательском сообществе Омска. Никто толком не знал, чем он занимается, тем не менее доходы, судя по всему, у него были неплохие. Некоторые даже высказывали мнение, что, будучи предпринимателем, Третьяков действовал на грани фола. Потом резкий скачок в Москву, назначение руководителем в ведомство, к профилю которого он не имел никакого отношения. Теперь такое же внезапное и непонятное возвращение в Омск после того, как, очевидно, в столице что-то не получилось. Хотя, заметьте, из Москвы немногие возвращаются. Его профессиональный путь мне кажется странным и непонятным».


Заметим, что причины, по которым г-н Третьяков оставил свое последнее «непрофильное» место работы, остались неизвестными. Это был единственный вопрос, на который он отказался нам отвечать.
Редакции «БК» наиболее адекватной ситуации кажется оценка именно г-на Степанова. Не согласны, Виктор Иванович?

 

Досье

родился в 1969 году в Омске. Закончил среднюю школу №82. В 1986 году поступил в ОмГУ на исторический факультет. После первого курса был призван в ряды Вооруженных Сил. В 1989 году вернулся в Омский госуниверситет и в 1993 году закончил его с отличием. С мая 1993 года – директор ТОО «Добрыня». В декабре 1994 года создал и возглавил ТОО «Мемфис». С февраля 2000 года – генеральный директор закрытого акционерного научно-производственного общества «Вега-2000-Сибирская органика». С 2000-го по 16 декабря 2004 года был президентом Омского областного Союза предпринимателей, с 2005 года по 3 декабря 2010 года – председатель координационного совета Омского областного Союза предпринимателей. С 2002-го по 2011 год – депутат Законодательного Собрания Омской области. Окончил обучение в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Управление развитием региона» в 2005 году. С 11 августа 2011 года – и.о. генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» (Москва), с 28 декабря 2011 года – генеральный директор ФГУП «Рослесинфорг». С 28 декабря 2013 года – советник руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза). Кандидат экономических наук. Женат, дочь.

 

 Редакция журнала «Бизнес-курс»