Владелец компании "Компур", депутат Заксобрания Омской области Дмитрий Галаванов высказал свою точку зрения по поводу "мясного кризиса". 

- Министр сельского хозяйства Омской области Виталий Эрлих обратился в УФАС с жалобой на крупных мясопереработчиков, обвинив их в сговоре при повышении цены на мясопродукты. Вице-губернатор Вячеслав Синюгин также порекомендовал бизнесменам, работающим на этом рынке, «уменьшить аппетиты». Вот только виноваты ли в сложившейся ситуации предприниматели? 

Попытаюсь рассуждать без эмоций, хотя их сложно удержать в сложившейся ситуации. Да, Виталий Эрлих оказался в сложном положении. Как руководитель, отвечающий за сельское хозяйство, он должен радеть за то, чтобы сельхозпроизводителям платили адекватную цену, как министр продовольствия обязан делать все, чтобы в регионе не росли цены. Однако в этой ситуации, на мой взгляд, специалисты министерства, которые готовили документы своему руководителю, явно не разобрались. Кстати, насколько мне известно, специалисты министерства не консультировались ни с кем из крупных переработчиков мяса. По крайней мере, даже ко мне, депутату Законодательного собрания, никто не обратился.

И вообще, обращение в УФАС – это, скорее, защитная реакция. Почему? Потому что на самом деле переработчики не имеют никакого отношения к цене на мясо. Как и во всем мире, эти цены диктует сельхозпроизводитель и розничные сети, а точнее рынок. Мы как переработчики ни на копейку цену не подняли, например, стоимость переработки свинины у нас составляет 8 руб. 90 коп. за один кг мяса без НДС и не поднималась уже более года.

Да, рост цены на мясо в регионе очень значительный. За этот месяц мясо выросло в цене на 50-60 рублей. Я в принципе не припомню такого резкого скачка. Но это повышение обусловлено объективными причинами.


Уже месяца три в России наблюдается серьезный дефицит свинины. Из-за рубежа мясо практически перестало поступать. Поставки прекратились из Европы, Прибалтики, Бразилии. Почему это произошло, я точно не могу сказать, возможно, есть и какая-то политическая подоплека.

Плюс к резкому сокращению импорта возникли проблемы и у крупных российских производителей свинины. В связи с ветеринарными проблемами резко упали объемы в Белгородской области. Из-за длительного­ падения цен на свинину в предшествующий период не смогло выдержать конкуренцию и выбило поголовье большое количество старых, небольших свинокомплексов, да и население из-за низких закупочных цен сильно снизило количество животных в подворье. Действует на ситуацию и сезонный фактор: начало лета, шашлыки, дачи, в этот период всегда повышенный спрос на мясо у покупателей.

Но, что совершенно точно, рост цены никак не связан с введением в действие Таможенным Союзом нового техрегламента на убой животных. Это другая история.

 Кстати сказать, в Европе и Америке тоже сейчас есть тренд повышения цены на мясо, вызванный ростом цены на зерно. Будем надеяться, что к началу следующего года ситуация выправится, а пока возможен дальнейший рост цены на мясо.