Пора отсутствия главного режиссера в «Пятом театре» Омска, продолжавшаяся с 2007 года, завершилась. У труппы директора Александры Юрковой появился новый «старый» главреж Олег Матвеев. Он уже ставил в «Пятом театре» и даже служил в качестве главного режиссера в 1993-1995 гг. «БК» он дал эксклюзивное интервью.

– На сайте bk55 появилась короткая новостная заметка о том, что вы стали главным режиссером омского «Пятого театра», которая вызвала массу негативных эмоций в интернете. Почему, на ваш взгляд?
– Наверное, я знаю, кто это пишет. Это хорошо организованная акция.

– Ваши оппоненты обвиняют вас в пристрастии к «зеленому змию».
– Я могу спокойно выпить. Но я не алкоголик. Я вожу машину. Я езжу на водных лыжах. На авто я езжу на «Жигулях», но у меня есть хороший «Лексус», у меня хорошие лошади.

– Я искал о вас информацию в интернете и не нашел ее. Кроме той, что с 1993-1995 гг. вы были у нас главным режиссером в «Пятом театре». Вы ее специально вымарывали?
– Нет. Просто, когда интернет появился и вы набирали «Матвеев», там был только я. Сейчас такой информации нет и Матвеевых много. Я знаю, что когда ваш директор «Пятого театра» наводила обо мне справки, то никто не сказал про меня плохого слова. Это было для меня удивительно, потому что я человек нетусовочный. Я ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. Работал с Олегом Ефремовым. В последнее время организовывал фестиваль с Ириной Апексимовой.

– Когда вы получили приглашение из Омска, первая реакция ваша была какая?
– Послать. Если бы не Юркова, я бы ни с кем разговаривать просто не стал. У меня кусок леса в Московской губернии, лошади.

– В декабре 2013 года в нашем Министерстве культуры сказали, что в «Пятом театре» будет новый главный режиссер Волков. Потом сказали, что будет Матвеев. А вот почему не будет Волкова, не объяснено.
– Спросите у тех, кто меня приглашал.

– Тогда вопрос о том, почему в 1993-м пришли в «Пятый театр», а в 1995-м ушли?
– Тогда театры росли, как грибы. Юрковой хотелось, чтобы ее театр был профессиональным и «взрослым». И она позвала меня, который бы строил такой «академический» театр. Жесткий профессионал, который знает, что такое русский репертуарный классический театр. Почему я ушел? И сам не знаю. Со мной не продлили контракт. 1 января 1996 года он завершился, и без объяснения причин его не продлили. Но сейчас я поехал именно к ней (Юрковой – прим. ред. «БК»). Театр и труппа в хорошем состоянии.

– Комментаторы на сайте bk55 пишут, что ведущие актрисы Ольга Ванькова и заслуженная артистка России Лариса Гольштейн собираются покинуть хорошие, по вашему мнению, труппу и театр.
– Они мне об этом не говорили. Я сам сказал: кому не нравится ситуация – уходите, я никого не держу. Никаких полномочий по поводу закрытия театра, смены репертуара, увольнения труппы и набора новой мне никто не давал. Да и я таких условий не ставил. Я сказал: «Давайте, я посмотрю на то, что тут есть». То, что я увидел здесь, меня приятно удивило. Гольштейн и Ванькова, по-моему, у меня были на индивидуальных собеседованиях. Я спрашивал их о проблемах, и никто мне не сказал, что собирается уходить.

– С вами на сколько контракт заключен?
– На год. Но это не контракт, это договор. У нас есть устный договор. Такой купеческий.

– Вас представили нашему министру культуры?
– Представили замминистра. Я был с самолета. Мы познакомились, обменялись несколькими фразами. Чтобы он увидел мое лицо, почувствовал, пахнет ли от меня перегаром. (Смеется.)

– Пахнет, по-моему, хорошим табаком.
– Французским. Это смесь. Но это неважно. Я сказал, что доработаю до конца этого сезона, а потом мы сядем и будем думать.

– То есть май-июнь вы «смотрите», работаете, готовите премьеру. А потом либо будет, либо не будет?
– Это не исключено. Главный режиссер в «Пятом театре» уже случился. Другое дело, когда он кончится. А это зависит и от меня в том числе.

– Вы выбрали пьесу для постановки?
– На моем месте было бы правильным взять хорошую легкую блестящую пьесу. Выбрать удобных приятных людей, надеть смокинг, договориться с кем-то, кто торгует хорошими напитками. Но у вас уже есть молодой человек, который ставит такого Лермонтова. Я его видел лично, и он производит хорошее впечатление. Какая работа будет – не знаю. Но он молодой, активный, наверное, талантливый. А я выбрал «Вишневый сад» Чехова. Я специалист по классике. Артисты по ходу поймут мой метод работы. Будет Шекспир – будет другой метод. Я готов, взяв этот спектакль, выпустить его до конца сезона. Но у меня такой возможности нет. У меня пока нет примерного распределения ролей. Для главного режиссера иная мера ответственности. Это молодой варяг приехал, собрал лавры и уехал.

– Вам дали квартиру от театра?
– Да, но там надо за ней смотреть. А я люблю комфорт. Поэтому пока живу в театре. Меня здесь кормят завтраком, обедом и ужином.

– Семья вас не сопровождает?
– Я вообще бессемейный. Я развелся накануне приезда в Омск. Семейное счастье длилось долго.

– Долго для творческого мужчины Олега Матвеева  – это сколько?
– Паспорт мне недавно поменяли. А там указывают только последнюю жену. Других всех я даже не помню. У меня внуку пять лет. Дети живут далеко и внука мне редко показывают. Говорят, ты куришь, матом ругаешься. Ему 5 лет, Иваном зовут. Ну а по поводу, что при­ехал один, так кто ж в Тулу ездит со своим самоваром?!

Беседовал Василий Романов