Майские праздники относятся к всенародно любимым, как бы 1 мая ни именовали. Прижился это политический прокоммунистический праздник в сознании народа, да так крепко, что отменять его никто не решается. А почему так?

А вот это неведомо: почему одни праздники принимаются и становятся воистину народными, а другие – ну никак не войдут в жизнь. Вот новые праздники – 12 июня День России и 4 ноября День народного единства так и не прижились пока. Видимо, для праздника недостаточно только рационального осознания важности или значимости события, которое политики решили «назначить» праздником. Ведь недаром при описании состоявшегося праздника очень часто употребляются слова «праздничное «ощущение». Следовательно, для реализации праздника мозгов недостаточно – нужны соответствующие эмоции. Поэтому иногда говорят: «Ну не чувствуется праздник!»? Ага, значит, тут всё решает не сфера сознания, а чувства. Чувства же, в свою очередь, могут возникать только тогда, когда речь идет о традиции, воспринятой с молоком матери. Еще ребенком мы видим, как готовятся родители к празднику, как они принаряжаются, как готовят всякие вкусности, и как от этого в доме уже чудесно пахнет праздником. Праздник – это сладости, это подарочки, это развлечения и игры. Потом мы видим радостные лица во время самого праздника, и в нас совершенно бессознательно закрепляется вот этот комплекс ощущений, который будет сопровождать нас всю жизнь. А про идеологическую или религиозную начинку этого события мы задумываемся в последнюю очередь. Вот почему, если праздник введен законом уже при вашей взрослой жизни – у вас не будет возникать того особого волнующего предчувствия праздника и того состояния приподнятости во время оного, т.к. он у вас не вызывает вот тех детских ощущений, а потому всегда будет «неполноценным» и будет явно уступать традиционным старым праздникам.

Вот почему приближение даты годовщины освобождения Москвы от польских захватчиков во время смуты ну никак не вдохновляет наших сограждан и не вызывает высокого ощущения всенародного единства.

А вот на уровень празднования Нового года в нашей стране в советское время официальная пропаганда и государственная идеология, на мой взгляд, сказались и значительно. В досоветский период новогодние торжества серьезно уступали празднику Рождества Христова, но новая власть «отменила» религиозный праздник и в течение многих лет внушала населению, что наша жизнь становится год от года все лучше и веселее.  Соответственно, каждый новый год нас приближал к более хорошей жизни, а впереди вообще маячила светлая заря коммунизма – всеобщего рая. Этот казенный оптимизм и идея неумолимого прогресса серьезно проникли в сознание советского человека, который, прожив очередной трудный год, очень надеялся, что вот уж следующий год точно принесет «новое счастье». Отсюда и безудержная радость по поводу простой смены нумерации года.

А Первомай прижился, пожалуй, только как праздник весны, как начало ежегодного возрождения природы. В нашей сугубо зимней стране большой популярностью пользовались именно праздники, символизирующие смену времен года к теплу, такие, как Масленица и Первомай. Да и Новый год – это же Солнцеворот - начало прибавления солнечных дней. О том, что 1 Мая - это праздник международной солидарности трудящихся, в нашей деревне, похоже, знал только парторг, который с большим трудом выговаривал это сложное словосочетание, да и то по бумажке и почти по слогам (другие не рисковали). А причина долгожительства этого праздника, наверное, в том, что это действительно праздник Весны.

Однако, если не политизировать этот день, а вернуться к его происхождению: борьба рабочих за свои права, за 8-часовой рабочий день в Австралии и Чикаго – то его вполне можно возродить и в этом качестве.Для России это весьма актуально. Старые профсоюзы у нас так и не трансформировались, а потому вопрос защиты прав наемных работников остается очень острым. И почему бы именно 1 мая не поднимать вновь и вновь проблемы заработной платы и условий труда?!

Александр Минжуренко