В России есть «рынок молодых режиссеров», и, чтобы быть востребованным, необходимо все время повышать собственный профессионализм. К такому выводу пришли участники пресс-конференции Лаборатории современной драматургии и «интересных» постановщиков в Омском ТЮЗе.
Накануне начались показы 4 этюдных постановок от режиссеров Натальи Шумилкиной, Константина Стрельникова, Андрея Корионова и Олега Молитвина. Их кандидатуры подобрал куратор мероприятия Олег Лоевский, основатель и художественный руководитель фестиваля «Реальный театр». Первая лаборатория «Молодая режиссура и профессиональный театр» была им проведена более 15 лет назад, а сейчас у него за плечами их уже примерно 150.
«Была демографическая яма. Из тех, кто заканчивал театральные вузы с 1990 по 2001 годы, в профессии осталось только 7 человек. Остальные ушли кто куда. Сейчас молодых режиссеров много. Есть рынок», - говорит Лоевский, намекая, что за постановки надо бороться. Как правило, после таких лабораторий 2 работы входят в репертуары театров. Их дорабатывают до полноценных постановок. Впрочем, экзерсисы режиссерско-актерские так и могут остаться только экспериментом.
Лаборатория - это стресс, как для режиссера, так и для актера, когда за минимальный промежуток времен надо выдать на-гора результат. «Я прочитал около 50 современных пьес, из которых отобрал 12, послав каждому режиссеру-участнику лаборатории на выбор несколько. А они уже сами определили, кто и что будет ставить», - рассказал о технологии подготовки лаборатории худрук тюзовцев Владимир Золотарь, явно убежденный, что именно подобными мероприятиями можно в короткий срок вывести ведомый им Омский ТЮЗ на новый уровень.
В первый день зрителям, среди которых превалировала молодежь, и специалистам показали два эскиза- режиссера Натальи Шумилкиной по пьесе модной ныне Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой» и польского автора Игмара Вилквиста «Ночь Гельвера» от Константина Стрельникова, кроме режиссерской, продолжающего свою актерскую карьеру.
Участница лаборатории режиссер Наталья Шумилкина известна тем, что ставит и ставила шоу-программы, в том числе «Золотой граммофон», «Максидром». «Принимающая сторона перепутала мои паспортные данные, но Домодедово меня выпустило. Вопрос, выпустит ли меня Омск», - написала в своем фейсбуке Шумилкина
Фрагмент эскиза от Натальи Шумилкиной
Приемы шоу-бизнеса Шумилкина использовала и в своем эскизном показе
Честно признаюсь, что «Феникс» от Шумилкиной не показался откровением, но у пьесы автора из Екатеринбурга, которой сейчас всего 26 лет, есть все шансы войти в репертуар омских тюзовцев. Аргументы «за» - она пишет от имени молодых и в том числе для них, к тому же хорошим тоном стало иметь спектакль по Пулинович в афише.
В среду зрителей лаборатории ждут еще два эскиза - от режиссера Корионова брутальная история бывшего панка Клавдиева, соавтора Гай Германики по сериалу «Школа» «Собиратель пуль» и «Битвы по средам» от американского драматурга Гэри Шмидта в постановке Олега Молитвина.
О финансовой составляющей лаборатории: спикеры пресс-конференции благодарили областное министерство культуры. И, судя по всему, есть за что. Ни Олег Лоевский, ни приехавший провести мастер-классы известный режиссер-педагог, хорошо знакомый омичам Вячеслав Кокорин, ни прилетевший в Омск председатель экспертного совета следующей «Золотой маски» Глеб Ситковский специалистами, работающими из чистого альтруизма, не являются. Их услуги стоят средств, и исходя из их востребованности - немалых.
В первый день показов тюзовской лаборатории в зале были замечены главный режиссер Тарского театра Константин Рехтин, режиссер-педагог «лицеистов» Евгений Бабаш, чуть припоздала директор «Пятого театра» Александра Юркова.
Василий Романов
Фото: Ирина Губарева