Под хруст чипсов, непрерывный рокот общения зрителей-подростков и их бесконечные хождения в «туалет» прошла премьера в Омском ТЮЗе спектакля «Остров сокровищ» по роману Стивенсона. БК55 по горячим следам решил разобраться, что стоит за невниманием аудитории.

Постановщик Владимир Золотарь, казалось, сделал все, чтобы спектакль понравился. Хотя сам признался, что не знает, каким он получится. «Один раз в жизни да мы ставили изначально «скучный спектакль», когда артисты по 5 минут завязывали шнурки. Каким будет этот спектакль не могу сказать. Англичане же вообще очень скучные люди», - сказал на пресс-конференции г-н Золотарь.

В главной роли в «Острове сокровищ» появляется четырнадцатилетний Слава Чехомов, актер одной из студий Лицейского театра. Он играет мальчика Джима. В паре с ним эту роль исполняет тоже «лицеист» Марк Первушин. По словам Золотаря, «взять ребенка с улицы на эту роль было нереально». «Как минимум он должен уметь говорить на сцене», - объясняет свой выбор режиссер.

Юные «лицеисты» не появляются лишь в единственной сцене спектакля, поэтому на них лежит большая нагрузка. Подросткам, по идее, должно быть интересно действо, где в главной роли их одногодок. Но этого не происходит. Почему?!

Нельзя однозначно кивать на невоспитанность аудитории, хотя, в общем, и это присутствует. Все-таки два с лишним часа с одним антрактом для юной публики, привыкшей мыслить категориями урока по 45 минут, это многовато. В первом действии вообще мало «действенного» - почти одни разговоры, что тоже не способствует сохранению внимания школьников.

Много говорилось тюзовцами при создании постановки о приглашении композитора Ольги Шайдуллиной для написания музыки к «Острову…». И ее произведение, действительно, украсило спектакль. Только звучит оно почему-то лишь во второй части второго действия. Ее мелодия и, правда, весьма приподнимает поникший зал: дети перестают обсуждать свои проблемы, начинают аплодировать и, наконец, обращают внимание на сцену. А до этого момента, используя, как он сам признался, «киношный» подход, Владимир Золотарь создавал атмосферу некими «отбивками». Она была. На сцене. Но внимания юных зрителей, увы, не привлекла.

Спектакль получился. Только его целевая аудитория, хоть и заявлялся он как подростковый, пока не ясна. Может быть, пока?! В любом случае заслуживает уважения борьба ТЮЗа за своего нового зрителя, не читающего в абсолютном большинстве классику, зато, судя по девочкам на премьере, много смотрящего журналы со светскими хрониками. Эту аудиторию просто окриком: «Сидите тихо!» и «Спрячьте телефоны!» не возьмешь. А как? 

Кстати, об упоминавшихся в начале чипсах. Буфет ТЮЗа, как заявляют его зрители, в сравнении с другими точками общепита в культучреждениях города, публикой очень ценится. Так что в этой составляющей тюзовцы впереди. Вот только от продуктов в хрустящей упаковке театру хотелось бы порекомендовать отказаться.

Василий Романов
Фото: Дмитрий Феоктистов