На время, пока бушевал Киев, интриговала Олимпиада, били Pussy Riot, выносили обвинительный приговор невиновным по делу «6 мая», упаковывали в автозаки и троллейбус тех, кто пришел к зданию суда во время вынесения приговора, - споры по поводу будущего Омской крепости как-то отошли на дальний план.

Вот скоро все в глобальном медийном поле более-менее успокоится, и омские общественники и архитекторы начнут бои по новой. Признаюсь, я своим ничтожным ресурсом бойкотировал олимпиаду, не смотрел ни одного сюжета с этого дорогостоящего для России события. Было время подумать об Омской крепости. Почти уверен, что попаду для иных в категорию нерукопожатных, но скажу, что думаю. Заранее прошу прощения у патриотов Омска, если обижу их чувства. Такой цели у меня нет.

Я не знакомился близко с предложенными проектами, следил только за перепалкой в информационном поле. Альберт Каримов победил, на мой вкус, не только в конкурсе, он победил всех патриотов своей непоколебимой верой в город. «Не будет крепости, не будет и Омска», – приблизительно так выразился архитектор, принявший участие в конкурсе в единственном лице и – о, чудо! – выигравший его. Здесь, кажется, сам дух «артиста всея Руси», по выражению Горького, Иоанна Кронштадтского вселился в архитектора. Иоанну приписываются слова, которые он якобы сказал пророчески про Омск: «Не будет реки, не будет и города». Правда стилистически созвучно? Только у «артиста» больше научного было в мышлении – нет воды – нет города, понятно же, а вот у архитектора все дышит мистикой. Как наличие или отсутствие Омской крепости влияет на инфраструктуру, экономику и культуру города? Что будет, если мы забудем про крепость раз и навсегда?

Я вырос в советском промышленном городе Омске, в самом индустриальном районе города – Октябрьском. Честно, я ничего не знал во времена моего детства и отрочества об Омской крепости, в юности ее руины меня не впечатлили. Впечатления шли из спортивных секций, кружков, которые были прямо во дворе в Доме юных техников, из киноклуба, который был в киноте­атре «Спутник», от ходок на «толкучку» по воскресеньям за новыми пластинками и книжками. Крепость не была каким-то местом силы или гением места. Я знал, что город промышленный, закрытый, но театральный и читающий. Грязный и местами страшный по качеству обитателей, но выпускающий телевизоры, ракеты, двигатели, танки. Отсутствие в сознании омичей Омской крепости не сильно сказывалось на развитии города. Сегодня же нет ничего из перечисленного, нет как явления или как чего-то легкодоступного. Появилась же Омская крепость как «крестная сила».

Почему Каримов связывает с отстроенной по его проекту крепостью развитие туризма в городе и надежды на приток новых жителей, я не понял, но провел опрос среди бывших омичей, живущих теперь в западной части страны или на Западе. Вопрос, «вернешься ли ты в Омск, если восстановят Омскую крепость?», вызывал сначала замешательство, потом смех. А я же не шутил, я, как от лица самого Каримова-Кронштадтского, спрашивал. Один только, кстати, историк по образованию, просмеявшись, ответил: «Если восстановят, вернусь, но при условии, что еще снесут все от Ленинградского моста до улицы Рабиновича». Я согласился: воссоздавать так воссоздавать!

Игра в прошлое современными фишками меня немало пугает. Я не вижу смысла в этих крепостных «бараках», к тому же в окружении чуждого исторической крепости архитектурного «ансамбля». Все там куцее, как и мысли нынешних омичей о будущем их города. Не хочу сказать, что альтернативные проекты являют иное качество. Все те же завывания о славном прошлом, о Достоевском, пережившем на омской каторге «духовное перерождение». Но какое отношение писатель в реальности имеет к Омску, чтобы стать частью городского мифа? Никакого! А отношение к Омску имеет каторга. И Достоевский не единственный, на ком Омск оставил свои шрамы. Лев Гумилев, будучи зеком, трудился на строительстве нефтезавода. Почему он не включен в пантеон «омских богов»? Омск! Омск! Он оставил след в судьбах многих людей! Благо что многие из судьбоносного города уехали.

Мне кажется, мы как городское сообщество долбанулись хорошенько головой об историю. От удара у нас отбило память, и мы забыли, что единственная внятная история у города – это его промышленность, а это всего лишь половина двадцатого века. Город еще даже не начал жить своими собственными смыслами, городу нужна утопия, энергия будущего, а не старые развалины типового строительства. Я думаю, что крепость в Омске – это, по-хорошему, площадь с небольшим количеством уцелевших артефактов, площадь, не нагруженная исторической риторикой, площадь, где могут собираться омичи, открытое общественное пространство. Городу необходимо будущее, а не его нелепое прошлое. А все мистические возгласы и взывания к авторитету Достоевского - это, как говорили раньше, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Думаю, лучше бы сэкономленные на восстановлении крепости деньги пустить на развитие дополнительного детского образования и издание трудов Льва Гумилева в серии «Он здесь сидел», чтобы опыт не повторялся.