Одни мои знакомые снимают в Омске жилье за 10 тысяч в месяц, а другие купили хату безо всяких удобств с печным отоплением, вросшую в землю, на улице без асфальта. Но они в городе! «Нет, - сказал я своим знакомым, - я в ТАКОМ городе жить не хочу».

  

Странно, но в словаре Даля слова «глубинка» нет, это слово появилось позже и вошло в словарь Ожегова – Шведовой в 1949 году (Глубинный, далекий от центра пункт, район. Поехать в глубинку). До этого слово использовалось в лексиконе парторганизаторов, советских работников, которые тысячами ехали в глубинку просвещать деревню, строить в ней новую жизнь.

Не могу сказать, что Шербакуль – глубинка, особенно в наш век автомобилей, но раньше, чтобы доехать до Омска на лошади, приходилось тратить сутки-двое. Современные коммуникации, особенно интернет, «приближают» глубинку к цивилизации, делают всю нашу планету одной большой деревней, в которой новости дня распространяются со скоростью света.

Многие горожане откровенно слабо представляют, как сегодня живет омское село, точнее, пребывают в плену некоторых стереотипов. Попробую отчасти разубедить.

Стереотип первый: в селе остались сплошные неудачники, все, кто хотел рвануть в город, давно рванули, и не важно, где и как в городе они зарабатывают на хлеб.

Количество «неудачников» на тысячу человек, по-моему, будет примерно одинаковым, что в селе, что в городе. Тут важно понять, кого считать неудачником - знаю людей, равнодушных к какой-либо карьере, но совершенно счастливых. Для них порыбачить на Шербакульских озерах – уже счастье.

Что с того, что одни мои знакомые снимают жилье за 10 тысяч в месяц, а другие купили в Омске хату безо всяких удобств с печным отоплением, вросшую в землю, на улице без асфальта. Проехать к ним – большая проблема, особенно по весне и осени. Но они в городе!

Печную золу тут высыпают прямо на обочину, и пробраться на машине, чтобы не поймать гвоздь, сложно. Удивительное ощущение от этих кривых городских улочек с домами, которые были построены лет 50-70 назад. Готовые декорации для сьемки какого-нибудь фильма о прошлом нашего города Омска! Самое парадоксальное, что такие улочки начинаются недалеко от центра. В то же время новые кварталы вырастают на площадках, там, где старые дома сносить не нужно, а, следовательно, нет необходимости жильцам этих домов предлагать квартиры.

- Нет, сказал я своим знакомым, - я в ТАКОМ городе жить не хочу. У нас в райцентре – асфальт (правда, не везде), газ, в доме вода, горячая и холодная, а у вас вода в колонке, горячей же нет и в помине.

Омск со своим разросшимся частным сектором похож на большую неухоженную деревню. Точно не помню, но домов деревенского типа в нашем Омске что-то около 250 тысяч!

Тем не менее люди из сел, особенно малых, продолжают уезжать и если раньше стремились осесть в райцентре или в Омске, то сейчас наметилась тенденция с переездом в Новосибирск, Тюменскую область, Подмосковье. Баланс поддерживается за счет приезжающих из ближнего зарубежья.

Стереотип второй: в селе нет работы. Поговорите с руководителями сельскохозяйственных предприятий, и они скажут, что это не так. Требуются агрономы, инженеры, механизаторы, доярки. Не хватает врачей, учителей. Зарплата вполне сопоставима со средней зарплатой горожан (честно говоря, в Омске она невелика), плюс подъемные. В то же время, как и повсюду, официальная безработица и неофициальная (еще больше). Вот такой парадокс.

Предприимчивые, рукастые мужики из села сколотили бригады, как правило, из трех-четырех человек, и неплохо зарабатывают на ремонте жилья, строительстве домов. У хороших бригад работы расписаны на полгода вперед. Много шербакульских мужиков трудилось на объектах в Сочи, часто уезжают на «Севера», в Москву. Получают приличные деньги, даже приобретают квартиры в Омске.

Но в то же время и много таких, которые: а) свалили все заботы о семье на своих жен, б) получают пособие по безработице, спят до 12-ти дня и в ус не дуют. Иногда они выходят во двор убрать снег или стряхнуть его метлой со спутниковой антенны. Каким бы жалким ни был домишко – в ограде с поваленными заборами будет стоять спутниковая антенна, а в доме можно увидеть «плазму», чаще - взятую в кредит. Спутниковая антенна – это сегодня «наше все», и кто в доме распоряжается пультом управления – тот и хозяин.

Третья категория мужиков занимается собирательством, как это делали наши доисторические предки, только предки собирали съедобные корешки, плоды, а их потомки – металлолом. Кажется, все, что можно, уже собрали, ан нет, исхитряются где-то находить металл и тянут к тем, кто сбывает. Плата – бутылка самогонки. На работу такие принципиально не нанимаются, во-первых, разучились что-либо сносно делать, во-вторых, для тяжелой физической работы непригодны – быстро выдыхаются, начинают сразу просить плату вперед, а, получая аванс, исчезают.

В советские годы у селян не было ни минуты свободного времени: работа, подсобное хозяйство, короче, надо было пахать с утра до ночи. Сейчас свободного времени достаточно много. Количество тех, кто еще занимается личным подсобным хозяйством, сократилось в разы. Причин несколько: дороговизна кормов, низкие закупочные цены на мясо и молоко, развитая торговля, осознание того, что продукты дешевле купить.

Два раза в неделю по понедельникам и пятницам в Шербакуле базар. Продают полуфабрикаты, в достатке мясо: говядина, свинина, баранина, правда, раньше продавали мороженых гусей и уток, сейчас почему-то их не стало. Цены вполне приемлемые, самая дорогая – баранина, 220 рублей за кило. Есть в поселке своя «Мясная лавка», которая работает ежедневно.

Сегодня деревенский мужик на «колесах», в районе около восьми тысяч автомобилей! Конечно, не составляет труда приехать за продуктами в «Холди» и «Магнит», которые в ущерб нашим предпринимателям (но не в ущерб покупателям) открылись в рабочем поселке. Впрочем, некоторых уже не устраивает ассортимент этих супермаркетов, и они едут в городские «Ашан», «Ленту», благо до Омска 90 км.

Стереотип третий: жизнь в селе замерла на одной точке, ничего не строится, все только разрушается. Да, за годы перестройки много чего было разрушено, но жизнь не остановилась. Сельскохозяйственные предприятия закупают новую технику, в коровниках кое-где даже начали ставить пластиковые окна. В этом году в Шербакуле появится еще один торгово-развлекательный центр, который строит предприниматель из Новосибирска, будет открыта пекарня (60 видов хлебобулочных изделий), оснащенная современным оборудованием. Ее строит местный фермер. Появились новые торговые точки: узбеки-мигранты открыли закусочную «У Якубовича». Леонид Аркадьевич, побывав в Шербакуле, разрешил дать такое название, неподалеку работает беляшная (изумительные горячие беляши с мясом раскупают быстро), две фруктово-овощные лавки предлагают на выбор яблоки, груши и пр. Один из жителей села выращивает к 8 Марта в своей теплице замечательные тюльпаны.

Стереотип четвертый: все живущие в селе – колхозники. Дорогие мои! Колхозов давно уже нет, их место заняли ЗАО, АО, СПК. Я понимаю, что под «колхозниками» подразумевается нечто обидное, но зачем обижать память тех, кто пережил коллективизацию, раскулачивание, трудился для фронта, восстанавливал хозяйство после войны и при этом растил будущие поколения?!

Пожалуй, с одним стереотипом, действующим в отношении села, можно согласиться: оно вяло отстаивает свои права. О проблемах села на государственном уровне говорится мало либо вообще не говорится. В послании Президента Федеральному собранию 2013 года положение дел в агропромышленном секторе экономики страны никак не анализируется. Недавно я с интересом прочитал «Обращение к жителям сел, деревень и малых городов России», принятое конференцией движения «За права человека» в феврале этого года. Селянам предлагается потребовать от центральных органов власти следующее: не принимать закон о социальных квотах потребления электроэнергии, установить предельную планку ее цены для сельхозпроизводителей не выше, чем для промышленности, - до 2 рублей за кВт/час, снять для селян дорожный акциз с ГСМ, определить процентную ставку государственных банков для сельских предприятий не выше 4% годовых (в Европе она - 3%)...

Это как в анекдоте про слона: «Съест-то он съест, да кто ж ему даст!»

Ко всему этому, а я не рассказал и десятой части о нашей сельской жизни, добавлю, что у нас ослепительно белые снега, чистый воздух, в котором явственно чувствуешь запах то печеного хлеба, то березовых дров, потрескивающих в баньке…

Вот так и живем, умея находить счастье в малом.