Здравствуй, дружок!
Сегодня я расскажу, как тебе, уклонисту, вести себя в канун нашего светлого праздника - Дня защитника Отечества. Его специально придумала Госдума для всех российских мужчин как бы в отместку их женщинам, у которых в наличии 8 Марта.
Правда, кое-кто утверждает, что это дедушка Ленин со товарищи учредил 23 февраля в ознаменование победы Красной Армии в битве с воинством кайзеровской Германии. Не верь! Календарное число появилось в старину, кажется, после коровьего заговенья. Впрочем, неважно, когда именно и почему. У нас на Руси в любом празднестве главное - сам процесс, а также то, что предшествует и сопутствует.
Прелюдию к февральскому празднику начни с глубокого осмысления недалекого прошлого. Помнишь, как начинался твой «ратный» путь? В детстве тебя ставили на табуретку перед накрытым столом, и ты звонко читал гостям поздравительный стишок. Ну тот, в котором еще слова такие - торжественные. Как в клятве деду и папе, честно отслужившим свой срок: «Когда я стану старше, окрепну, подрасту, стоять я буду так же на боевом посту, уверенно и смело приказы выполнять и воинское дело серьезно изучать»! Растроганные дядьки «пропускали за воротник» по маленькой в честь тебя, будущего солдата, а тётеньки, смахивая слёзы, дарили с мокрыми поцелуями что-нибудь военно-патриотическое. Зелёную каску с красной звездой, танчик и автоматик из пластмассы или книжки про войнушку, которые, впрочем, ты никогда не читал.
А в начальной и средней школах? Ты - мальчик! И весь - от пяток до макушки - в центре пристального внимания девочек и учительниц. Утренники и построения, песенки и самодельные открытки со словами в рифму: «Защитникам шлём поздравленья свои, пусть гордостью нашей станут они. Желаем мужчинам силы во всём, ведь им от всех бед защищать нужно дом». Ура-аа! Это все тебе, мужичку, морально почти созревшему к защите абстрактной Родины. Ты смотрел по телевизору древний мультик, переживая за молодого бойца Вову Сидорова, служившего в армии с мамой, тётей, бабушкой и дедушкой, и думал, что сам - другой. Своих оставишь дома. Вспомнил? Умились и очень растрогайся.
Эх! Жаль, что такой чудный денек всего раз в год, зимой! Ты так и купался бы в неге да общей любви, если бы не… Если бы перед окончанием школьного детства вдруг не осознал, что существует на свете всеобщая, принудительная воинская обязанность, и придется сменить отчий дом на казарму. В военкомате тебя силком поставили на учет - в шестнадцать лет! - и вручили «Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу». Оно, дружок, раньше называлось «приписным свидетельством» и считалось серьезным документом. А еще там сказали, что ты, мол, обязан достойно исполнить свой воинский долг, мужественно защитить свободу и независимость народа. Заодно и конституционный строй России.
Какой, к лешему, долг? Ты вроде бы у своей Родины взаймы не брал ни копья. К тому же, на нее никто не нападает и пока не собирается. Дед и отец послужили? Этого вполне достаточно! Военный комиссар, который приглашал тебя самостоятельно прибыть на сборный пункт в урочный час, знать не знал, сколько тягот и лишений уже выпало на твою долю. В компьютерных битвах типа Call of Duty ты с младых ногтей проливал кровь на фронтах Второй мировой и холодной войн. Крошил в миссиях всех подряд: террористов, нацистов, советских. И что с того, что на стороне победоносной американской армии? Она же за мир во всем мире и демократию! Правильно?
Да, ты был в свое время, не то что нынешнее племя! Когда тебе рассказали, что по прибытии в воинскую часть придется вместе со всеми ходить строем и надевать сапоги на свежую голову, ты решил закосить от такой службы в рабоче-крестьянских войсках. Как настоящего уклониста, не привлекли даже уменьшение срока до года и военные наряды от Юдашкина. Гимнастерка с воланами, кальсоны с рюшами. Мысль о нарядах на кухню и о марш-бросках вызвала приступ неприятной идиосинкразии. Знакомый дембель запугал чисткой картофеля в промышленных объемах, а комитет солдатских матерей - дедовщиной и волдырями на пятках от кирзовых сапог. Жуть. Налей-ка себе в рюмашку капель сорок и прими во здравие. Я подожду. Ну вот и молодец.
Итак, продолжим. Легенда о том, как блистательно ты валял дурака перед медицинской комиссией, передается из поколения в поколение призывников. Эпос народный! Тебя тогда как будто взяли в плен люди в белых маскхалатах и захотели точно определить категорию твоей годности. То есть доказать, что без ограничений подлежишь призыву. Но ты же не такой, как остальные 200 с лишним тысяч российских уклонистов? С таким-то умищем в черепной коробке и гнить в каком-то тьмутараканском гарнизоне? Побродил нагишом в военкоматовском коридоре, зажав трусы в кулак, изучил обстановку и так изобразил мозговое сотрясение со смещенным центром тяжести, что врачи всплакнули. Они ж тебя здорового признали временно не годным и дали отсрочку от призыва на цельный год.
Вот это интеллектуальный подвиг! Все друзья и знакомые призывного возраста завидовали по-черному! А помнишь, как они бездарно косили от службы с помощью дешевых трюков в виде сильного заикания, язвы двенадцатиперстной кишки и хронического энуреза? Их потом укладывали в стационары, где беспощадные лекари нагло разоблачали симуляцию.
А этот - как его? - преднамеренно женился в восемнадцать лет, чтобы через девять месяцев двойней отбиваться от призывной комиссии военкомата. Да у нас в России быстро только кошки рожают, а жены не торопятся. Вот и забрили, бедолагу, в солдаты. Ты на проводах у него славно погулял и понял, что к личному счастью пойдешь другим путем. Минуя ЗАГС, через гражданский брак. Детей можно завести и после двадцати семи, так ведь?
Вообще, дружок, какая все-таки интересная была у тебя жизнь. После памятной имитации сотрясения ты перешел на нелегальное положение и жил, словно тайный агент иностранной разведки на территории нашего государства. Без прописки, без регистрации. Каждые полгода, накануне призыва, уезжал куда-нибудь от греха подальше и тайно возвращался. Всех поражало, как ловко весной и осенью ты уходил от утренних облав, проводимых органами внутренних дел и военными комиссарами. И родственники твои - сплошь герои, под стать тебе. Им же всем бронзовые монументы пора ставить по месту жительства. Например, «Отец, грудью закрывающий сына от повестки» или «Мать на допросе, забывшая, где сын-уклонист».
Ладно, кроме шуток. Сейчас возникли какие-то проблемы, да? Вроде бы Государство, которому ты не хотел служить, ущемляет твои гражданские права, не дает возможности работать в его структурах? Власть замыслила преследовать тебя в уголовном порядке и принимает что-то репрессивное в окончательных чтениях? Не боись! В армии говорят: «Все неприятности оттого, что верхняя пуговица расстегнута». Я бы посоветовал в канун светлого дня мужиков выйти из подполья застегнутым и сдаться дежурному офицеру в ближайшем военкомате. Уверяю, дружок, покаяние на призывном пункте враз успокоит твою болезненную совесть, переживающую «за грехи, допущенные по страстям», и наладит жизнь.
С нашим праздником тебя, уклонист Отечества!
PS: Автор этой статьи в 1977-м был призван в ВДВ. Служил в 72 отдельной разведроте 7 воздушно-десантной дивизии (г. Каунас). В 1979 году - гвардии сержант, замкомвзвода.
«Ваш ОРЕОЛ» № 8 от 19 февраля 2014 г.