В 98 году нашей эры величайший римский историк Корнелий Тацит опубликовал весьма интересное произведение, которое называлось «Жизнеописание Юлия Агриколы» (De vita et moribus Iulii Agricolae). К тому времени, когда оно увидело белый свет, главный герой Империи уже лет пять пребывал на том свете и, можно с уверенностью сказать, был бы наглухо забыт римлянами. И вряд ли его захотели бы помнить гордые, не поддававшиеся романизации бритты, чьи восстания безжалостный оккупант топил в крови. Сам Тацит, завершая литературный труд, уверенно писал: «Многих выдающихся мужей древности поглотило забвение, как если бы они были бесславными и безвестными; но Агрикола, чей образ обрисован и запечатлён для потомства, пребудет всегда живым». Воистину так, но… Я бы поверил каждому слову историка, если бы не знал одного - и очень важного - обстоятельства. Подробная биография Агриколы была сочинена в качестве «доказательства сыновней привязанности» автора к полководцу. Дело в том, что Корнелий был зятем Юлия!

Многие омичи наверняка помнят, как власть имущие Омской области не щадя живота своего добывали адмирала Колчака из Истории. Тот залегал в глубоких пластах прошлого века, Первой мировой и Гражданской войн и потому нуждался в тщательной реставрации. Исторического покойника где-то в кулуарах пудрили и румянили, наделяли всяческими достоинствами и героико-романтическими чертами. В конце концов Верховный правитель России предстал миру мифической, но почти живой персоной, похожей, как две пуговицы своего мундира, на известного актёра Константина Хабенского. «Он был важен, внимателен, строг и чаще милостив, но, отдав должное службе, сбрасывал с себя обличие власти и прогонял прочь непреклонность, надменность и замкнутость, и, что встречается исключительно редко, ни его доступность не умаляла внушаемого им уважения, ни суровость - любви к нему. Подчёркивать в столь выдающемся муже неподкупность и бескорыстие было бы несправедливостью по отношению к остальным его добродетелям...». Если вы думаете, что эти строки относятся к Колчаку, то сильно ошибаетесь. Нет, так зятёк описывал своего тестюшку Агриколу. У омских апологетов Колчака какая-то духовная степень родства с ним. Наверное, потому многие из них, даже не подозревая об этом сами, подбирают для славословий адмиралу лестные тацитовы словеса.

Вернёмся на четыре года назад. Когда в музее имени М. А. Врубеля жюри конкурса на лучший проект памятника Александру Колчаку единогласно объявило победителем Михаила Ногина, стало понятно, что от идеи, казавшейся бредом, до её реального воплощения - один шаг. Как от великого до смешного. Московскому скульптору «засветили» не только диплом лауреата и 30 тысяч рублей, но - это самое главное! - сотни тысяч евро и монумент в виде бронзового адмирала, стоящего на капитанском мостике миноносца. В 2008 году СМИ раструбили новость: памятнику быть и он разместится на Иртышской набережной. Серый гранит у его подножия или текущая мимо река вечности Ипокрена будут символизировать собой Балтийское море - тогда эти мелочи не представлялись важными. Сам факт, что памятник воздвигнут по воле Властителя, затмевал собою всё. Кто-то из читателей помнит о том, что чиновники спросили его мнение? Лично я не помню. Иначе бы сказал, что я против установки памятника адмиралу Колчаку в «третьей столице». Даже во дворе дома Батюшкина, где Центр изучения истории Гражданской войны. Тем более - на набережной Иртыша. Не разделяю точку зрения и уважаемого Юрия Яковлевича Глебова, который заявил о том, что монумент надо установить на даче господина Полежаева. Это смешно и накладно.

Мне всё время хотелось откликнуться на чудесное явление Колчака народу, но постоянно отвлекали какие- то заземлённые темы общего бытия. Сначала казалось, что власть, пребывая в поисках идеи, объединяющей жителей региона, потешится да и перестанет. Мало ли у неё всяких завиральных идей и странных фантазий? К тому же в начале 90-х омичи видели бутафорское войско ряженых «дроздовцев». На митингах они красовались в чёрной форме и пели под имперскими чёрно-жёлтыми хоругвями «Боже, царя храни!». И где эти осмеянные городом белогвардейцы? Схлынули в политическое небытие!

Каждому человеку, мало-мальски знакомому с историей, понятно, что на любой аргумент «против» есть аргумент «за». Как лом на приём. Что ни напиши, то непременно захотят опровергнуть. И всё же. Приведу свидетельство Дмитрия Ракова, члена ЦК партии эсеров и депутата Учредительного собрания. Он опубликовал в Париже брошюру «В застенках Колчака. Голос из Сибири». В ней рассказывается о том, как в 18-м в Омске большевики и солдаты напали на тюрьму и освободили узников. Около 60 человек отказалась бежать, надеясь, что колчаковцы их помилуют. Конвой вывел людей на лёд Иртыша, приказал раздеться, после чего рубил пленников саблями и расстреливал. «Убитых в связи с событиями 22 декабря, - писал Раков, - было бесконечное множество... Целые возы трупов провозили по городу, как возят зимой бараньи и свиные туши». В разных источниках называют разное число убитых - от 1500 до 2500. Вы думаете, эти страшные факты как-то отражаются на позиции тех, кто собирается ставить памятник Колчаку в Омске? Нет! Они вам расскажут о том, что монумент - «символ национального примирения». Его надо установить якобы только потому, что он почти готов и стоит огромных денег. В общем, аргументов много. Однако мне как жителю Омска они не кажутся убедительными. Более того. У меня возникает резонный вопрос: почему в городе до сих пор нет памятников основателю Омской крепости Ивану Бухгольцу и первому секретарю обкома КПСС Сергею Манякину. Уж эти-то люди для омичей и истории Омска во сто крат более ценны.

…На днях областная Общественная палата провела слушания, посвящённые установке памятника А. В. Колчаку. Судя по откликам прессы, противники и сторонники к единому мнению не пришли и потому намечается расширенный опрос жителей Прииртышья. В повестке дня - пункт о необходимости увековечивания памяти Колчака. Выскажу и я своё. Думаю, что господа «пристяжные заседатели» не с того начали. В области и в городе поменялась власть. Следовательно, надо бы полностью обновить и Общественную палату, которая втягивает жителей в заведомую конфронтацию. Во-вторых, следует разобраться с финансированием и опубликовать смету, чтобы в нищей области люди узнали реальную цену «колчаковского проекта», оставленного им прежним столоначальником. Причём в материалах проверки должны отразиться все прямые и косвенные затраты. В том числе - на информационное сопровождение в прессе и на материальную «поддержку» псевдоисторического фильма «Адмиралъ». И последнее, не менее важное. Новому губернатору следовало бы взять ситуацию под контроль. Ведь в случае установки памятника Колчаку преемник будет выглядеть идейным наследником Леонида Полежаева и вряд ли сможет рассчитывать на поддержку большинства омичей. В Омске «если миф сталкивается с мифом, это в высшей степени реальное столкновение»! Надеюсь, Виктор Назаров понимает суть политических процессов, происходящих в городе. А ежели нет, то на ближайших губернаторских выборах наверняка пожалеет об этом.