Самым знаменательным событием на прошлой неделе считаю решение Узбекистана о выходе из организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это однозначно плохо для данного военно-политического альянса во главе с Россией (туда входят также Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). В лучшие времена в организацию входило девять государств, но затем ОДКБ покинули Грузия и Азербайджан, а Узбекистан уходит уже во второй раз. Возможно, данный военный блок испытывает не только внутренние кризисные моменты, но его единство подрывают и извне. Не очень понимаю: зачем понадобилось секретариату ОДКБ объявлять в 2009 году о том, что рассматривается вопрос о возможном принятии в организацию, пока в качестве страны-наблюдателя, Ирана? Хотели поддразнить американцев? Считайте, что удалось. Скандал и интриги заказывали? Получайте. Надо ли объяснять, что уши Вашингтона торчат из-за узбекских барханов выше ушей местных тушканчиков. Ведь Узбекистан не просто уходит из военно-оборонительного союза постсоветских республик, он ещё намеревается теперь перевооружиться и отказаться от российских систем. Как это сделал ранее Азербайджан (про Грузию уже не говорим). Далеко смотрит товарищ Каримов: он рассчитывает на то, что США, уходя вскоре из Афганистана, не потащат с собой тысячи тонн вооружений и легко и дёшево отдадут их узбекам.

К внутренним проблемам блока, вызвавшим уход Узбекистана, возможно, относятся последствия событий в Киргизии в июне 2010 года. Тогда произошли серьёзные столкновения киргизов с узбекским меньшинством в республике. Бишкек воззвал к ОДКБ, но организация не смогла оказать помощь, так как оказалась к подобным действиям не готова. Сразу после этого конфуза решили создать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые и были бы предназначены для аналогичных случаев. Ташкент решительно воспротивился этому. Из чего, мне кажется, можно сделать вывод, что межнациональные волнения в Киргизии с участием узбеков - не последние. Слухи о том, что Узбекистан не прочь стать неоспоримым региональным лидером и даже предъявить территориальные претензии к соседям вроде бы подтверждаются. Воспрепятствовать этому может только Россия. Да ещё Казахстан. Поэтому рассматриваемый шаг Каримова, конечно, негативно скажется на репутации альянса, но может и поспособствовать тому, что оставшиеся в нём государства покрепче сплотятся, и эта организация наконец начнёт приобретать черты действительно военно-оборонительного блока. А то уж очень аморфный и полуобязательный характер носит это объединение.